Разделы:
Адрес редакции:
129110, Москва, Проспект Мира, дом52/1. 
Тел.: (495) 688-2401 
(495) 688-2842 
Факс.: (495) 284-3351
This site best viewed with I.E. 5.0 or higher, 1024/768 resolution.
(C) Copyright by Ballet Magazine, 2000. 
Design by L.i.D.

Балетные чтения: из новых диссертаций

Мастер русского танца Михаил
Чернышов

В.И.Слыханова

Краткая аннотация

В статье о незаурядной личности крупного мастера, педагога и балетмейстера, народного артиста М.С.Чернышова раскрывается процесс его изучения региональной танцевальной культуры, поэтического осмысления образов
и явлений народной жизни. Вершиной творческого наследия М.С.Чернышова стали созданные им масштабные хороводы и пляски (свыше тридцати хореографических композиций).

Ключевые слова: интерпретация, наследие, самобытность.

Даже спринтерский репортаж не позволит вместить яркие страницы многогранной деятельности Михаила Чернышова (1906 – 1981) и его биографии – биографии типичного
интеллигента на фоне целого поколения. В первые послереволюционные театральные сезоны в Воронеже открывается «Свободный театр». При театре создаются Высшие театральные мастерские (институт театрального искусства), где преподают приглашённые деятели
искусств. Миша Чернышов, «посыльный мальчик» при старейшем провинциальном драматическом театре России,
сразу окунается в водоворот жизни, поступает на балетное отделение института и одновременно участвует в кордебалете Свободного театра: у него оказались необходимые физические данные, «удивительно красивые руки и фигура Аполлона».
В ноябре 1918 года театр дает первое представление – синтетический спектакль «Русь» с текстами Н.Фореггера и музыкой С.Василенко. Самая сильная сторона постановки Д.Гутмана – балет и прежде всего – «бабьи пляски».
После реорганизации театрального вуза Михаила Чернышова направляют на учёбу в Москву, где он получает классическое образование (1925 г.) у Виктора Васильевича Смольцова,
премьера Большого театра. Рождённый в привольной донской степи, в старинном русском селе Нижняя Ведуга, Чернышов совмещает учебу с работой артистом балета в Московском театре оперетты. По окончании училища (1929 г.) танцует в Большом театре, становится свидетелем расцвета балетной труппы, премьеры которой – А.Мессерер, Н.Тарасов, .Габович,
И.Моисеев и другие – поражали энергией, творческими поисками. В 1937 году «в качестве педагога выразительного жеста и историко-бытового танца» Чернышова в свою студию (МГАХ) приглашает Ю.А.Завадский. Из маленького московского помещения студийцев вскоре переводят в Ростов -на-Дону, во вновь построенный в виде грандиозного трактора театр. Чернышов занимается пластикой, вместе с мастером ищет яркие «оперные» средства выражения, работает «над сочетанием слова и жеста, слова и мизансцен», погружается в
освоение драматургии. Благотворное влияние на него, несомненно, оказывает творческое окружение – В.П.Марецкая, Н.Д.Мордвинов, Р.Я.Плятт и, разумеется, сам Ю.А.Завадский.
Во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, Чернышов – солист Саратовского оперного театра, много
сочиняет для выступлений на фронте, совмещает артистическую работу во фронтовых бригадах с методической и балетмейстерской инспекцией, оказывает помощь в создании красноармейской самодеятельности. На Юго-Западном фронте, где рядом буквально рядом с линией фронта создается Воро-
нежский русский народный хор, Чернышов начинает свою деятельность как один из танцующих балетмейстеров.
В годы войны жизнь и труд всех людей, в том числе и деятелей искусства, были подчинены одной цели – скорейшей победе над врагом. Начиная с 1943 – 1944 гг. в областных и краевых
центрах России создаются русские народные хоры с танцевальными группами. Основа их творческого внимания –
региональная танцевальная культура: путь к изучению и созданию сценических обработок местного плясового фольклора. Проходя сквозь призму поэтического осмысления, образы и явления народной жизни нередко становятся шедеврами народного искусства. Весьма непросто раскрыть внутренние механизмы, побудившие Михаила Чернышова посвятить себя русскому народному танцу. Будучи всесторонне образованным человеком, профессионалом, он не стал «кабинетным ученым», а неустанно собирал «полевой
материал», формируя собственное видение и представление о хореографии. Используя местный фольклор, Чернышов ставит пляску «Наш березник листоватый», знаменитую «Калинку». В
1944 году на смотре в Москве молодой Воронежский хор поделил первое место с Северным хором.
Хороводы – среди них «Молодка молоденька», «Я по бережку похаживала», «Уж я по лугу », «Утушка луговая», «Как во поле во поляне» – объединяет ход, подмеченный Чернышовым в Павловском районе, – как позднее отмечает критика… «они плавно отрывались от места и вереницей плыли по сцене –
именно «плыли», так как движение их ног не было видно и менялось только положение рук: невольно вспоминалось
старинное русское выражение – «плыть лебедью». Хоровод «Как во поле, во поляне» моментально получил распространение во многих самодеятельных и
профессиональных коллективах. Фольклорист, известный музыковед А.Руднева в 1948 году пригласила Чернышова в Московский хор имени П.Г.Яркова, где хореограф осуществ-
ляет ряд постановок, особенно выделяется среди них женский хоровод в «Былине об Илье Муромце» в сопровождении хора и оркестра (на музыку, записанную Митрофаном Пятницким
от воронежских крестьян). К большому сожалению, Московский хор прекратил своё существование уже в 1949 го-
ду в связи с «реорганизацией», обвинением в «артельной» манере исполнения и «архаике». Михаил Степанович возвращается в Воронежский хор балетмейстером, где
окончательно формируется его авторский почерк. Ему чуждо трюкачество – трюк ради трюка. Если трюк появляется,
то, как образное решение и органически вытекает, готовится предыдущимразвитием танца. Чернышов считал, что
в русском танце много «присядок», и для мужского русского танца это главное движение, как для женского – «дробушки». Красоту движений он видит в их осмысленности и «читаемости». Не выносит на сцене излишнего шутовства.
Бережно интерпретируя народный танец, он провозглашает своей внутренней творческой заповедью «не навредить»: в его постановках просматриваются драматургическая логика формы и тщательная вариационная разработка движений. Важно, что каждое последующее движение сильнее предыдущего по динамике, что свидетельствует о внутреннем развитии танца. В селе Ливенка Лосевского района Воронежской области Чернышов записывает «Ливенскую польку», в сценической интерпретации которой акцентируется характерный композиционный лейтмотив – «шен», создающий поле
общения, проявляющий взаимоотношения танцующих. Позднее появлялись соло пар, которые логически пополнили драматургический ряд польки. В 1952 году газета «Советское
искусство» развернула дискуссию на тему «Русский танец». Всем, кто занимался русским танцем в сценическом искусстве – О.Н.Князевой, Г.Ю.Гальперину, И.А.Моисееву, П.П.Вирскому, пришлось выслушать разного рода профессиональные упреки. Не избежал их и Чернышов, что подтолкнуло его покинуть Воронежский хор и принять приглашение возглавить плясовую группу Волжского государственного русского народного хора. Тесное сотрудничество с известными музыкантами и ком-
позиторами Г.Г.Пономаренко Г. и М.Д.Чумаковым позволило создать «Похвистневскую» и «Духовницкую» кадрили», «Селезень гулял с уткой», «Нижегородский хоровод», «Волжский перепляс», которые вошли в историю народного танца как примеры сценической обработки песенно-плясового
фольклора. В это же время, в 1953 году, Чернышова приглашают консультантом постановки спектакля Н.П.Червинского «Родные поля» (ГАТОБ имени С.М.Ки-
рова), и он смело ищет метод внедрения фольклора в балетный спектакль. Композитор и музыкальный критик В.В.Богданов- Березовский поддержал его работу: «Всё это были танцы све-
жие, темпераментные, насыщенные элементами фольклора, они придавали спектаклю характер большой жанровой  сюиты в духе развёрнутой программы ансамбля народного танца». Здесь уместно упомянуть, что с завидным постоянством к экзаменам в ЛХУ Михаил Степанович регулярно ставил русские народные танцы. Московская школа (МГАХ) «Похвистневскую кадриль» на правах сохранения наследия внесла в программу урока в разделе русского танца и успешно показала на мастер-классе в рамках фестиваля по случаю своего юбилея в 2008 году. Возвратившись в 1968 году в родной
коллектив уже в качестве главного балетмейстера, Чернышов начинает восстанавливать «Былину об Илье Муромце», которую ставил в Москве, создаёт новые композиции хороводов, выдержанных по стилю, с плавными движениями, грациозностью и вместе с тем с задором и удалью: «Чтой-то звон», «Не шуми ты, рожь» – на стихи А.Кольцова,
«Усманскую пляску», «Кадриль Чижовской слободы старого Воронежа». В золотой фонд русской хореографии – так
оценили его специалисты – вошёл игровой свадебный хоровод «У голубя золотая голова» «с крылатыми взмахами рук, создающими живую ассоциацию голубиного взлёта». Н.Н.Надеждина причислила Чернышова к тем хореографам, «сочинения которых отличаются точным этническим адресом, чёткостью замысла, его логическим развитием». Творческое наследие М.С.Чернышова не просто проследить по годам – это был постоянный процесс создания высокопрофессиональной танцевальной группы. Мудрый мастер танца в процессе активной концертной деятельности коллектива сумел сохранить все  лучшие работы своих предшественников.
Основные этапы творческой деятельности Михаила Степановича Чернышова связаны с Воронежем: с русским на-
родным хором, с послевоенным открытием хореографического училища, где он в течение 10 лет был художественным руководителем. Исключительно скромный и мягкий человек, он относился к типу талантливых людей, не подверженных самодовольству, но поражающих требовательностью к себе.
Свои творческие отношения с артистами основывал на уважении и полном доверии, умел работать, добиваясь точ-
ного воплощения художественного замысла, искренности и доброты – как главных черт самобытности русского танца, передаваемого из поколения в поколение. Школа Чернышова, основанная на знании и увлечённости народным танцем, не сулила его питомцам лёгкой жизни, – он был чрезвычайно строг и требователен. Обучая профессиональным азам, нацеливал на постижение достоинств русской хореографии, её
духовности и культуры. В настоящее время танцевальная
группа хора продолжает свой творческий путь. На юбилейном концерте зритель увидел весь спектр золотого фонда
Воронежского хора, оценив мастерство нового поколения исполнителей русского танца.

Литература 
А.Л.Андреев «Советская культура», 1978 г., 11 авг.

Сведения  об авторе: 
Слыханова Валентина Ивановна, профессор, преподаватель народно –сценического танца – ГАСК, институт танца, под руководством нар. арт., профессора, академика Захарова В.М. Email: szig7575@mail.ru

Keywords: interpretation, a heritage, originality 
Summary of the article
In article about the uncommon person of the large master, the teacher and the ballet master, national actor M.S.Tchernyshov, process of its creative attention to studying of regional dancing culture, and poetic judgement of images and the phenomena of national life reveals. The scale round dances created by it and dancings became creative heritage top (it is put over thirty choreographic compositions).
About the author
Slyhanova Valentina Ivanovna, the professor, the teacher it is national – scenic dance – The State Academy of slavic culture, dance institute, choreographic school at the Moscow State Academic theater of dance "Gzhel" under the direction of Zaharov V.M. Email: szig7575@mail.ru.

главная