Разделы:
Адрес редакции:
129110, Москва, Проспект Мира, дом52/1. 
Тел.: (495) 688-2401 
(495) 688-2842 
Факс.: (495) 284-3351
This site best viewed with I.E. 5.0 or higher, 1024/768 resolution.
(C) Copyright by Ballet Magazine, 2000. 
Design by L.i.D.

Балетные чтения: из новых диссертаций

Первый осетинский балет «Хетаг» и развитие национального балетного театра

Татьяна  Эльбрусовна Батагова

Краткая аннотация
В статье рассматривается история становления и развития осетинского балетного искусства. На примере лучших постановок, к которым принадлежит балет Д.Хаханова – А.Закалинского «Хетаг», автор выявляет специфику на-
ционально-художественного образа мира.

Ключевые слова: осетинская музыка, художественный образ мира, национальный балет, осетинские композиторы.

Премьера балета «Хетаг» (1979) композитора Дудара
Хаханова по одноименной поэме классика осетинской лите-
ратуры К.Хетагурова1 стала важным событием в истории на-
ционального музыкального искусства. «Особую празднич-
ность», как отмечала республиканская пресса, придавало
событию участие москвичей – исполнительницы партии Ча-
бахан, солистки Большого театра Светланы Адырхаевой, ба-
летмейстера-постановщика Алексея Закалинского и заслу-
женного художника РСФСР Вильяма Клементьева.
Балет «Хетаг» оказался созвучным тем художническим по-
искам этнической идентичности, которые, несмотря на уни-
фицирующие государственно-идеологические установки, ве-
лись в национальном искусстве с первых дней становления.
Национальная специфика художественного образа мира во-
площалась через прикосновение к осевым пластам осетин-
ской культурной традиции – переломным моментам истории,
вершинным произведениям литературы и фольклора, танце-
вально-обрядовым формам бытия народа. Характерным ока-
зался уже сам выбор композитором сюжета, лежащего на
пересечении наиболее репрезентативных разделов нацио-
нальной духовной культуры: народного мифопоэтического
творчества и литературных произведений Коста Хетагурова.
Показательно, что с освоения именно этих двух тем – хетагу-
ровской и мифопоэтической – начинали свою деятельность
авторы, мечтающие о создании осетинского балета. Так, в
конце 30-х – начале 40-х годов молодой осетинский компо-
зитор Заур Гаглоев (1916 – 1941) работал над балетом
«Коста», посвященным жизни и творчеству великого нацио-
нального поэта. Практически в это же время осетинский дра-
матург А.Болаев и московский композитор А.Соколов-Камин
сочиняли балет «Яблоко нартов»2, который так и не был за-
вершен. Первый осуществленный балетный проект – одно-
актный спектакль «Ацамаз и Агунда»3 – был создан компози-
тором Дударом Хахановым на либретто Давида Туаева по
мотивам нартовских сказаний. Источником балета стало
сказание о женитьбе Ацамаза, стоящего, по замечанию
В.Абаева в ряду «знаменитых певцов-чародеев: Орфея в гре-
ческой мифологии, Вяйнемейнена в «Калевале», Горанта в
«Песне о Гудруне», Садко в русской былине» (1, 199-200).
Фигура нартовского героя натолкнула авторов на создание
сказочно-эпического произведения, пронизанного поэзией и
лиризмом. Опыт написания сказочно-эпического балета
развили впоследствии композиторы Х.Плиев в балете «Лес-
ная девушка» (1962), В.Хачатурян в балете «Дочь нартов»
(1990), Р.Цорионти в опере-балете «Поляна влюбленных»
(1996).
Второй балет Д.Хаханова «Хетаг» стал спектаклем, в кото-
ром сошлись ожидания зрителей, талант авторов и исполни-
телей. При осуществлении постановки сложилась необходи-
мая для успеха ситуация, которую точно охарактеризовал
теоретик балета: «достижения возникали там, где удавался
подлинный синтез всех компонентов балетного спектакля,
где хореограф работал в содружестве со сценаристом и
композитором, а драма, музыка и хореография обладали
единством и обогащали друг друга» (2, 65-66). Либретто ба-
лета-легенды написано по мотивам поэм К.Хетагурова «Хе-
таг» и «Плачущая скала». В балете, действие которого раз-
ворачивается в средневековой Алании XIII-XIV веков, пере-
плетаются две сюжетные линии – любви Хетага и Чабахан и
борьбы алан с татаро-монголами. Балетмейстер Алексей За-
калинский прежде, чем приступить к работе, подробно зна-
комился с осетинской этнографией, литературой, фолькло-
ром, тщательно изучал народные танцы. Постановщик стре-
мился «создать острое динамичное музыкальное полотно,
создать такой пластический рисунок, который бы органично
соединил элементы национального танца с классической хо-
реографией» (4).
Драматургия балета многопланова. Лежащие в основе дей-
ствия традиционные балетные формы и структуры, такие как
дуэт, вариации (Хетага, Чабахан), чередуются с психологиче-
скими зарисовками-портретами («Монолог Хетага»), харак-
терными танцами («Танец масок») и действенными сценами
(«Поединок Хетага с врагом»). Подлинной симфонизации до-
стигли композитор и балетмейстер в масштабных драматиче-
ских эпизодах («Бой», «Погоня»). Особую роль в драматурги-
ческом развитии играли зрелищные народно-массовые сцены,
решенные как действенные сюиты народных танцев («Празд-
ник в доме князя Солтана», «Апофеоз-финал»). По словам
критика, постановка свидетельствовала о том, что «балетмей-
стер владеет сложным типом многоактного спектакля с широко
развернутым сюжетом, контрастными танцевальными характе-
ристиками, полифоническим развитием и взаимодействием
различных пластических лейтмотивов» (5, 75).
«Осетинская рапсодия». Ансамбль «Маленький джигит»,
солистка Е.КрысановаВ числе неоспоримых достоинств ба-
лета – талантливая музыка Дудара Хаханова, отличающаяся оркестровой красочностью, эмоциональной насыщенностью, национальной характерностью. Контрастное чередование раз-
нохарактерных эпизодов сочетается в балете с композиционной ясностью и простотой, а номерная структура – со сквозным развитием.
Успех «Хетага» во многом определил дальнейшее становление национального балетного жанра, в частности, обращение композиторов к мифопоэтическим и легендарным сюжетам, к поэмам К.Хетагурова. По произведениям поэта-классика в 1980-е годы были созданы две балетные партитуры, отличающиеся психологизмом и симфоничностью:
«Перед судом» Л.Кануковой (1981) и «Фатима» Ж.Плиевой (1984). В 1984 году Алексеем Закалинским и Альбиной Баевой для Светланы Адырхаевой и мужской группы ансамбля «Алан» была поставлена «Осетинская рапсодия» на музыку И.Габараева, эффектный концертный номер в обобщенно - метафорической форме, на основе синтеза балетной и народной хореографии демонстрирую щий национальные концепты гордости, темперамента и рыарственности.
В 1990-е годы осетинские композиторы вошли в зону
собственного мифотворчества и музыкально-хореографиче-
ского эксперимента. Балет Ж.Плиевой «Страсти по Эдему»
(1993), её же обрядовое действо «Арвайден» (1998), хорео-
графическая композиция «Творец и муза» (2000) Т.Т.Хосрое-
ва пополнили ряд отечественных музыкально-сценических
опусов на мифологическую тему, доказавших в очередной
раз, что «мифологическое мышление может оставить позади
свои прежние формы, может адаптироваться к новым куль-
турным модам, но оно не может исчезнуть окончательно» (6,
5). Сюжетом балета Ж.Плиевой «Страсти по Эдему», напи-
санного композитором по заказу театра «TOP-ART», стала
история грехопадения Адама и Евы, по-разному рассказан-
ная в двух актах: сначала как история изгнания из рая, а за-
тем – как история современников, прельстившимися дьявольскими соблазнами. Авторское определение жанра
«Страстей по Эдему» – пластическое действо – акцентирует новый уровень взаимоотношений сценического и музыкального начал. Музыкальный материал, обладающий некоей имманентно звуковой логикой изложения и развития, рождает зримые визуально-пластические образы, взыскует к комплементарному единению с танцевальным воплощением.
Музыкально-обрядовое действо Ж.Плиевой «Арвайден» («Небесное зеркало»), созданное для одноимённого обрядового театра совместно с автором идеи и художницей В.Ходовой, стало примером мифопоэтического прочтения фольклора. Авторы создали свою версию жизненного цикла человека от рождения до смерти, смешав в музыке, сценографии, костюмах и хореографии едва ли не все стили: классический с модерном,
фольклор с электроникой, архаику с рок-эстрадой, элементы
традиционного спектакля с авангардным шоу. Синтез талант-
ливой музыки и остальных новаторских составляющих обря-
дового действа, включающих сценографию, исполнение, хо-
реографию, обеспечили ему успех и признание.4
Концепции новейших осетинских хореографических по-
становок (действа «Арвайден», композиции «Творец и му-
за»), связывающих неразрывно фольклорно-обрядовое с ми-
фоэпическим, не возникли на пустом месте. Авторы опира-
лись на богатейший опыт современных отечественных и за-
рубежных авторов, обращающихся к так называемым «об-
щим темам» и «общим сюжетам», а также на успехи осетин-
ского балета, самым значительным из которых стала поста-
новка «Хетага». В летопись осетинского музыкального театра
балет «Хетаг» вошел не просто как первый и давно ожидае-
мый балетный спектакль, но как «вершина-источник» (ис-
пользуя термин Л.Мазеля), уровня которого впоследствии не
достигла ни одна хореографическая постановка.

Татьяна Батагова
Примечания
1. «Хетаг» – первый многоактный осетинский балет. Премьера балета состоялась 19 октября 1979 года на сцене Северо - Осетинского музыкального театра. Балетмейстер-постановщик – А.Закалинский, автор либретто – А.Хадарцева, дирижер – П.Ядых, художник – В.Клементьев. В главных ролях высту-
пили прима-балерина Большого театра С.Адырхаева (Чабахан), солисты Северо-Осетинского театра А.Найфонов (Хетаг), О.Базаев (Монгол), М.Адырхаев (князь Аслан).
2. Нарты – богатыри, герои осетинских эпических сказаний. Нартовские сказания бытуют и у других народов Кавказа. Как писал Ж.Дюмезиль, «Кавказ гордился воспоминаниями о Нартах, необычных героях, образцовых представителях той великолепной, давно исчезнувшей породы людей, которая за-
вещала «веку железа» свой жизненный идеал….» (3, 19).
3. Впервые балет «Ацамаз и Агунда» был поставлен в Орджоникидзе в 1965 году. Балетмейстер – А.Псхациев, дирижер – П.Панасян, художник – З.Гаглоев, исполнители заглавных ролей – Р.Бутаев и С.Коцлова.
4. Спектакль «Арвайден» («Небесное зеркало») был отмечен присуждением группе авторов и исполнителей Государственной премии РФ в области литературы и искусства 2002 года. В числе награжденных была композитор
Ж.В.Плиева.
Литература
1. Абаев В.И. Нартовский эпос осетин // Абаев В.И. Избранные труды: Религия, фольклор, литература. – Владикавказ, 1990. С. 142 – 242.
2. Ванслов В.В. Музыка в балете // Ванслов В.В. О музыке и о балете. – М., 2007. С. 31 – 66. с.65 – 66.
3. Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. – М., 1977, с.19.
4. Закалинский А. – Нашхунова С. Самые волнующие аплодисменты // Социалистическая Осетия. 21 октября 1979 г.
5. Луцкая Е. Балерина Светлана Адырхаева. – Владикавказ, 1998.
6. Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 2005, с.5

Коротко об авторе
Татьяна Эльбрусовна Батагова – кандидат искусствоведения, докторант Северо-Осетинского института социальных и гуманитарных исследований имени В.И.Абаева.
Email: batagon@mail.ru
.
Key words: Ossetian music, artistic means of peace, national ballet, Ossetian composers.
Summary of the article
In the article the history of formation and development of ossetian ballet skill is examined. Based on the example of the best settings, for which belongs the ballet “Khetag” of D. Khakhanov - A. Zakalinsky, the author reveals the specific character of the nation- artistic means of peace.
About the author
Tatiana E. Batagova (PhD), candidate for a doctor’s degree at V.I.Abaev North
Ossetian Institute for Social Studies and Humanities. Email: batagon@mail.ru

главная