Разделы:
Адрес редакции:
129110, Москва, Проспект Мира, дом52/1. 
Тел.: (495) 688-2401 
(495) 688-2842 
Факс.: (495) 284-3351
This site best viewed with I.E. 5.0 or higher, 1024/768 resolution.
(C) Copyright by Ballet Magazine, 2000. 
Design by L.i.D.

Балетные чтения: из новых диссертаций

Московская  балетная школа. Факты и аргументы.

Леонова      Марина Константиновна 

Краткая аннотация

В статье представлены некоторые результаты исследования истории московской балетной школы. Впервые публикуется текст письма, датируемого 1773 годом, о принятии на работу в Московский воспитательный дом итальянца Ф.Бекари для обучения детей танцам.

Ключевые слова: Московская балетная школа, архивы, И.И.Бецкой, Ф.Бекари.

Много ценнейших материалов по истории московской балетной школыпредставлено в работах таких выдаю-
щихся театроведов, балетоведов, историков и теоретиков искусства, как  В.П.Погожев, В.Н.Всеволодский-Гернгросс, Ю.А.Бахрушин, М.В.Борисоглебский, В.М.Красовская, Ю.И.Слонимский, Э.В.Бочарникова, О.М.Мартынова, В.В.Ванслов, Е.Я.Суриц, В.М.Гаевский, Г.В.Иноземцева, В.И.Уральская и другие. Благодаря их трудам сохраняется история русского балета, осмысливается его величайший вклад во всемирную историю искусства, а московская балетная школа воспринимается многими поколениями ценителей искусства не только как одно из старейших учебных заведений страны, но и как особая яркая страница в истории русского балета, система определенных традиций и достижений, и поэтому не
случайно, что изучение становления московской балетной школы – одно из направлений научно-исследователь-
ской работы Московской государственной академии хореографии. Уже стали общеизвестными, приводятся в учебниках и энциклопедиях такие факты истории московской балетной школы, как время и место появления первых «классов театрального танцования» (1773 г., Московский воспитатель
ный дом), имена первых педагогов (итальянский балетмейстер Ф.Бекари и его супруга), количество их учеников, имена первых выпускников, однако, тем не менее, время от времени высказываются сомнения в отношении того или иного факта.
Так как современное искусствоведение предполагает не только ссылки на работы известных исследователей, но и
документальное подтверждение исторических фактов, и архивные документы – самые веские аргументы в поисках
исторической правды, исследование становления московской балетной школы проводится Московской государственной академией хореографии с привлечением материалов таких колоссальных хранилищ, как: Центральный государственный исторический архив г. Москвы, Российский государственный архив литературы и искусства, Центральный государственный театральный музей имени А.А.Бахрушина, Государственная публичная историческая библиотека, Государственная теат-
ральная библиотека по искусству. В поисках всего, что относится к московской балетной школе, автором данной
статьи совместно с заведующей архивом и музеем Московской государственной академии хореографии З.А.Ляшко проанализировано уже несколько тысяч архивных документов. К примеру, среди документов Российской империи второй половины XVIII-XIX веков, хранящихся в архивах Москвы,
найдены, систематизированы и описаны документы по следующим направлениям проводимого исследования:
законодательные акты, регулирующие театральную деятельность; документы, непосредственно относящиеся к истории Московского воспитательного дома и свидетельствующие о становлении московской балетной
школы: переписка и решение Опекунского совета об организации в 1773 г. в Московском воспитательном доме классов «изящных искусств»; переписка Опекунского совета Московского воспитательного дома по вопросам подбора и приглашения преподавателей; документы, представляющие особенности организации и содержания обучения и воспитания в классах Московского воспитательного дома: расписание занятий, списки преподавателей, учебных дисциплин, учебников; требования к внешнему виду 
воспитанников и т.д.; список первых выпускников и их распределение в Санкт-Петербург к антрепренеру К.Книпперу; переписка о планах устройства театра в Московском воспитательном доме с целью обеспечить практическую направленность обучения;
3) документы по персоналиям, сыгравшим значительную роль в становлении московской балетной школы, например: о выдающемся государственном деятеле России Иване Ивановиче Бецком – личном секретаре императрицы Екатерины II, президенте Академии художеств, благодаря которому московская балетная школа сделала свои пер-
вые шаги; о талантливом театральном деятеле англичанине Михаиле Медоксе, благодаря которому в Москве был
построен Петровский театр, создана постоянная труппа из русских артистов, которая включала и выпускников Мос-
ковского воспитательного дома, началась деятельность по подготовке артистов непосредственно при театре;
4) интереснейшие многогранные документы,  свидетельствующие об организации театрального дела в Москве XVIII-XIX вв.: театральный репертуар, особенности московского зрителя (настроения и вкусы);
5) документы об организации Московского Императорского театрального училища, в котором получили дальнейшее развитие традиции московской балетной школы, заложенные в 1773 году в Московском воспитательном доме. Результаты указанных и иных исследований дают веские аргументы в дис-
куссиях на исторические темы. Так, несмотря на то, что известный исследователь театрального образования в Рос-
сии В.Всеволодский-Гернгросс упоминает о Ф.Бекари как о первом балетмейстере, принятом в Московский вос-
питательный дом в 1773 году, ссылаясь при этом на документы архива Дирекции Императорских театров[1],  время от
времени возникают споры о том, кто же и когда начал преподавать танцы в Московском воспитательном доме. Что касается обучения «театральному танцованию», т.е. танцам как профессии, то в настоящее время доступные нам и про-
читанные архивные документы позволяют говорить как о документально подтвержденном факте только о принятии в
1773 году с согласия И.И.Бецкого «в службу Воспитательного дома» итальянца Ф. Бекари с целью учить детей, «спо-
собнейших к танцованию», так, «чтоб они были в состоянии представлять фигуру танцовать со всевозможною точностию и показывать себя публично во всех пантаминных балетах». Ниже приводится факсимиле соответствующего документа (публикуется впервые), а также его адаптированный текст. В настоящее время данный документ хранится в фонде Опекунского совета Московского воспитательного дома.
Следует отметить, что публикуемый архивный документ (как и многие другие) интересен как с исторической, так и с современной точки зрения. Например, в аспекте организации работы воспитательного дома как государственного («казенного») образовательного учреждения, в частности, представляется актуальной направленность «кондиций» (условий) контракта. Стимулируются высокие результаты 
работы: за каждого ученика назначается по сто пятьдесят рублей, а за тех, которые будут в состоянии танцевать с успехом соло или с парой – за каждого по двести пятьдесят рублей; оплата устанавливается за фактически выполненную
работу в расчете на каждого ученика (прообраз современного «подушевого финансирования»?): «а если которые с
того числа в продолжении девятимесячного времени – а не далее занемогут и не в состоянии будут пользоваться их
уроками то за таковых никакой платы они получать не должны»; учитываются финансовые интересы преподавателя в
случаях, которые «вовсе пресекут» обучение воспитанника, оговариваются иные вопросы. Работа по изучению истории московской балетной школы продолжается. По результатам этого исследования Московская государственная академия хореографии готовит факсимильное издание научного типа, в котором впервые будут опубликованы редчайшие документы с необходимыми комментариями. Думается, что публикация
соответствующих архивных документов даст не только веские аргументы в научно-исторических дискуссиях, но и
возможность широкому кругу читателей изучать отечественную историю по подлинникам, увидеть связь времен,
осознать огромную роль деятелей отечественной культуры в развитии российского образования.

Текст записи в журнале московского Опекунского совета от 23 декабря 1773 г. о принятии Ф. Бекари в службу Воспитательного дома (ЦИАМ, Ф. 127; оп. 1;
12 ед. хр.; лл. 72, 72 об.)

в 23 день
С согласия Его Высокопревосходительства господина Главного попечителя действительного таиного советника и
кавалера Ивана Ивановича Бецкого принят в службу Воспитательного дома италианец Филип Бекарий с женою на
следующих кондициях. Выбрать ему – Бекарию из детей способнейших к танцованию и (вы?)[2] учить в два или три 
года так чтоб они были в состоянии представлять фигуру танцовать со всевозможною точностию и показывать себя
публично во всех пантаминных балетах, которыя оне для них сочинят. За исполнение сего обязательства имеют
они получать за каждого ученика по сту пятидесят рублев а за тех которые будут в состоянии танцовать с успехом
соло или с парой за каждого по двести  пятидесят рублев, а если которые с того числа в продолжении девятимесяч-
ного времени – а не далее занемогут и не в состоянии будут пользоваться их уроками то за таковых никакой платы
они получать не должны, буде же коим из них по девятимесячном времени приключится опасная болезнь или другой какой случай которые вовсе пресекут их учение то за употребленные ими к таковым детям труды получить в на-
граждение по сту рублев. Квартеру иметь им, от Императорского воспитательного дому и пользоваться всеми
преимуществами которые служащие во оном имеют, и (на? ли?) содержание их выдать в начале первого года тысячу
рублев кои потом и причитать и в капиталу который они за выученных ими детей получать имеют, а буде в конце года они будут иметь нужду в деньгах то при начале другого года для содержания их (додать?) им еще тысячу рублев в число их капитала и во всем том заключить с ним Бекарием контракт.

Примечания
1 См., напр.: В.Н.Всеволодский-Гернгросс. История театрального образования в России. – Изд. Дирекции Императорских театров, 1913. – С. 257.
2 Здесь и далее вопросительным знаком в скобках обозначаются трудночитаемые места текста

Сведения  об авторе: 
Марина Константиновна Леонова, ректор Московской государственной академии хореографии, народная артистка Российской Федерации, кандидат искусствоведения, профессор.
E-mail: balletacademy@yandex.ru

Summary of the article 
The article represents some results from the research work on history of
Moscow ballet school. The text of the letter about employment of an Italian Ph.Beccari to Moscow Orphanage Home staff for dance training of children, dated of 1773, is published for the fist time.
In his article “Issues of Dance Symphonism” M.Valukin examines problems of choreographic symphonism, interaction of music and all components of a ballet performance. The author analyses this problem from the synthesis of arts point of view. The article also brings up the current question of  adequate visual perception of symphonic music, expressed in a dance.
Key words: Moscow ballet school, archives, I.I.Betskoy, F.Beccari.

About the author
Marina Konstantinovna Leonova – rector of the Moscow State Academy of Choreography,
People`s Artist of the Russian Federation, Candidate of Art, Professor.
E-mail: balletacademy@yandex.ru

главная