Разделы:
Адрес редакции:
129110, Москва, Проспект Мира, дом52/1. 
Тел.: (495) 688-2401 
(495) 688-2842 
Факс.: (495) 284-3351
This site best viewed with I.E. 5.0 or higher, 1024/768 resolution.
(C) Copyright by Ballet Magazine, 2000. 
Design by L.i.D.

Балетные чтения: из новых диссертаций

Юбилей на родине Терпсихоры

Ирина Алексеевна Колюбакина-Акриоти

Краткая аннотация
В статье, в сжатой форме, изложена история становления балетной
труппы Национального оперного театра в Греции.
 
 

Ключевые слова: Греческая национальная опера, профессиональное балетное
образование, национальные традиции.

Театр, Терпсихора, хореография – слова греческого происхождения. Вслушиваясь в них, невольно вспоминаешь и вазовую живопись с изображением гибких фигур танцовщиц, и музы в разлетающихся тюниках, и энергию танцовщиков - акробатов, перепрыгивающих через быков на настенных изображениях Миносского дворца. Со страниц изданий об искусстве оживают статуи крылатой богини Ники, идеально сложенного для танца Гермеса, стройные кариатиды. В нашем воображении возникают картины полуразрушенных амфитеатров, оливковые рощи, знойное солнце, непрекращаемый звон цикад… Но лишь немногие соединяют эти образы с балетной труппой греческой Национальной оперы, которая отмечает в нынешнем году 70-летний юбилей.

В 1939 году в составе драматического театра королевским указом была учреждена оперно-балетная труппа.
Первым большим событием для нее стала постановка оперетты И.Штрауса «Летучая мышь». Премьера спектакля
состоялась 5 марта 1940 года. Этот день и считается официально днем рождения Афинской оперы.Первый Генеральный директор театра Константин Бастьяс, отличавшийся незаурядным знанием искусств, хорошим вкусом, завидной эрудицией и организаторским талантом, для постановки танцев пригласил чешского балетмейстера Сашу Махова, который и возглавил балетную труппу численностью в 18 человек из выпускников частных афинских школ.
В первые послевоенные годы балетная труппа пополнялась за счет детей эмигрантов, её костяк составили Т.Варути, Е.Цукала, Л.Берде, А.Дарио, А.Гримани, Л.Вакули, Л.Эренидиса.
Судя по сохранившимся программам, не было ни одной классической оперы без участия балета, но по большей части он был задействован в опереттах. Первыми попытками создания своебразного национального репертуара стали одноактные постановки, такие как хореодрама «Разносчик» на музыку П.Петридиса и симфоническая поэма М.Каломириса «Смерть Андромеды» в хореографии А.Гриманиса, сюиты на-
циональных танцев в постановке Лукии Кочопулу-Сакелариу, посвятившей себя пропаганде народного искусства на
профессиональной сцене. Но лишь в 1961 году свет рампы в
постановке Бориса Князева увидел «Вечер балета», куда вошли одноактные балеты «Мечты поэта» на музыку Р.Шумана и юмористический балет «Вторник-тринадцатое» на музыку Дж.Россини. Впервые «Вторник-тринадцатое» был показан в Париже в 1942 году с участием Иветт Шовире, Юлия Алгарова, Владимира Скуратова и самого Князева. Князев же поднял вопрос об организации профессионального балетного образования – изданный в 1961 году закон «О профессиональном балетном образовании» действует до сих пор. Балетные вечера становятся важными событиями в жизни афинской публики, их ждут с нетерпением, в то время как дирекция театра заботится о приглашении балетмейстеров из-за рубежа. Так на афишах появляются имена Атиллы Сильвестера, Нины Кирсановой, Яниса Мециса, Милко Спаремблека, Витторио Бияджи, Иро Сисмани. Среди отмеченных публикой и прессой ведущих исполнителей А.Петрова, Дж.Раллиди, А.Биликаки, Т.Паппас,
Б.Ксансопулос и другие. С целью профессионального роста
труппы в качестве педагога-репетитора приглашается выпускница ГИТИСа Олимпия Гелодари. В 80-х годах возникает настоятельная потребность «выхода» балета за
пределы камерного исполнения на сцене театра «Олимпия», и балетная труппа даёт представления в рамках Меж-
дународного Афинского фестиваля. В программе три одноактных балета на узыку современных греческих компо-
зиторов: «Антихсон» Г.Ксенакиса (хореограф Серж Кеттэн), «Параволи» Г.Сисильяно (хореограф Дора Цацу Симеониди), «Капитан Андреас Зеппос» на музыку М.Теодоракиса (хорео-
граф Я.Мецис).
В последующие годы продуктивное сотрудничество с Лоркой Мясиным, который создал несколько оригинальных
балетов с учетом возможностей труппы и за время своей работы успел влюбиться в греческий фольклор, ведёт к
созданию единственного «репертуарного» балета на основе народного искусства Греции. Это балет «Зорба» на музыку Микиса Теодоракиса к одноименному фильму. Труппа сотрудничала также с Жерминалем Касадо («Триннадцать испанских народных песен» на музыку Г.Лорки, «Арлезиана» на музыку Ж.Бизе, «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф.Мен-
дельсона-Бартольди, «Симфония Нового мира» на музыку А.Дворжака. Первым опытом воплощения классического
балета становится «Жизель» А.Адана в постановке болгарской танцовщицы и педагога Калины Богоевой. Чтобы соз-
дать необходимые условия для работы, труппу увеличивают до 35 человек. Заметный след в творческой биографии коллектива оставил балетмейстер Руди Ван Данциг. Начав со своего из-
вестного балета «Четыре последние песни» на музыку Р.Штрауса, впоследствии он осуществил постановку своей
версии балета С.Прокофьева «Ромео и Джульетта». Спектакль имел большой успех во время фестивальных представлений и на долгое время закрепился в репертуаре. В работе с крупными балетмейстерами смогли выявить своё дарование и
добиться положения ведущих танцовщиков молодые артисты А.Хаджис и П.Мела, М.Милопулу и Г.Мелоянидис, Я.Донзакис и А.Стерьяну, С.Фрида и К.Космидис, С.Папанусис и другие.
Неоценимый вклад в развитие балетного коллектива Национальной Афинской оперы вложил Леонидас Де Пиян.
В прошлом танцовщик, сделавший карьеру в Европе, он занялся активной пропагандой классического танца на
родине, открыл школу, где начал преподавание по «русской системе». Вскоре театр приглашает Де Пияна на должность педагога, а в 1994 году он по праву занимает кресло директора балета. С этого момента в репертуаре труппы наряду с современными постановками греческих и зарубежных хо-
реографов постоянно присутствуют классические постановки: «Корсар» в редакции Де Пиана, «Золушка» О.Виноградова, «Щелкунчик» П.Лакотта, «Раймонда», «Спящая расавица»,«Дон Кихот», «Лебединое озеро» в редакциях И.Зеленского. На классическом репертуаре формируется новое поколение исполнителей – Э.Исаакиду и А.Несков, Н.Сиута и Д.Зека, М.Кушуни и И.Седько. С приходом к художественному ру-
ководству балетом известного танцовщика Ирека Мухамедова в репертуаре появляется новая версия «Жизели», при чутком внимании Александра Гранта ставится «Тщетная предосторожность» в хореографии Ф.Аштона, сам Мухаме-
дов помимо «Жизели» ставит оригинальную версию «Евгения Онегина» на музыку П.Чайковского. Творческий коллектив с нетерпением ожидает сдачи в эксплуатацию нового
театрального здания, строительство которого обещают закончить к 2015 году. Те, кто находится сегодня на пике своей
карьеры, к этому времени должны будут оставить сцену, но не театр. Закон в Греции предусматривает выход на пенсию для артистов балета, как и для всех работающих граждан, в 60 лет. Так что и от них будет зависеть будущее Афинской Национальной Оперы.

Сведения  об авторе: 
Ирина Алексеевна Колюбакина-Акриоти – балетмейстер
Национального театра оперы и балета г. Афины, Греция.
Email: kolioybakina@yahoo.gr

Summary of the article 
In this artical I describe the history of the ballet company of the Greek
National Opera.
Key words: Greek National Opera, professional ballet studies, national traditions.
About the author
Irina A.Kolioybakina-Akrioti – Ballet Master of the Greek National Opera in Athens.
Email: kolioybakina@yahoo.gr

главная