Разделы:
Адрес редакции:
129110, Москва, Проспект Мира, дом52/1. 
Тел.: (495) 688-2401 
(495) 688-2842 
Факс.: (495) 284-3351
This site best viewed with I.E. 5.0 or higher, 1024/768 resolution.
(C) Copyright by Ballet Magazine, 2000. 
Design by L.i.D.

Балетные чтения: из новых диссертаций

Знакомтесь -Эвридики...

И.А.Колюбакина-Акриоти

Краткая аннотация
Предлагаемая статья является фрагментом
главы «Творческий путь балетного коллектива Гре-
ческого Национального оперного театра (1940-
2010)», входящей в диссертационную работу на
тему «История и проблемы эволюции искусства
классического балета в Греции». В статье рас-
сматриваются объективные условия формирова-
ния творческой личности танцовщицы.

Ключевые слова
классический танец, профессиональное образование.

Для искусства танца не существует границ. Появление новых имён талантливых исполнителей в разных странах
мира даёт возможность почувствовать, насколько географически расширилась сфера влияния искусства балета и степень его проникновения в культурную
жизнь разных народов. Уже давно заняли ведущее положение в балетной иерархии страны Дальнего Востока,
продолжают поставлять высоко квалифицированные кадры страны латинской Америки и Куба, как это ни прискорб-
но, изумительно красивая, бесконечно богатая традициями «колыбель европейской культуры» – Греция по-прежнему остаётся «в хвосте». Как-то так повелось, что страна эта считается совершенно небалетной, и, как следствие
укоренившегося мнения, сведения об отдельных исполнителях границы страны не пересекают.
Хочется познакомить российских любителей балета, читателей журнала с именем Эвридики Исаакиду – прима-
балерины Национального оперного театра в Афинах. Из всех ведущих балерин театра выбрана Эвридики ещё и
потому, что она – единственная, кто не проходил обучения за пределами своей страны и кого можно назвать
действительно национальным кадром.
Ещё в тринадцать лет, будучи ученицей третьего класса частной «Балетной  школы Ники Кондаксаки», Эвридики
была приглашена в Штутгарт в балетную школу под руководством Джона Кранко. Казалось бы «вот – удача!», но
работодательная система в Греции построена таким образом, что без аттестата о среднем образовании работу
получить невозможно, и родители девочку не отпустили до окончания лицея. К счастью, будучи в школе «Н.Кондак-
саки», Эвридики попала в руки к хорошему педагогу. Под руководством Василики Кикны девочка стала овладевать
сложной профессией балерины, кото-
рая до этого казалась лишь развлечением, поскольку мягкие связки, длинные мышцы, красивый подъём, отличные
пропорции и координацию она получила от природы. Кикна приучала своих воспитанниц к мысли, что балет это –
тяжёлый труд, требующий значительных
физических затрат и личной дисциплины. Совместно с преподавателем дуэтного танца Леонидом Эренидисом,
исполнявшим и обязанности педагога-
репетитора Национального оперноготеатра, она вводила начинающих танцовщиц в мир классического балета. За
время обучения Эвридики Исаакиду уже имела в своём репертуаре: «Танец с кувшином» из балета «Баядера», pas
de deux из балета «Щелкунчик» в постановке Вайнонена, Мазурку из «Шопенианы», партии Сванильды и Копе-
лии. На выпускном концерте она исполнила pas de deux из балета «Фестиваль цветов» и главную роль в балете Дже-
рома Роббинса «Клетка», где проявила свои незаурядные способности в современном стиле. По окончании балет-
ной школы и получении диплома с отличием, дающего право не только танцевать, но и преподавать, устроиться в
балетную труппу при Национальном оперном театре сразу не удалось. По счастливому стечению обстоятельств в
описываемый период при театре была  открыта балетная студия, где одарённые безработные танцовщики могли
бесплатно получать ежедневный тренинг. Студия оказалась живым источником свежих сил, её воспитанники не
только принимали участие почти во всех постановках театра, но и гастролировали по всей Греции с самостоятельными представлениями. За три года в студии Эвридики пополнила свой репертуар партиями из балетов «Пахита», «Карнавал в Венеции», «Спящая красавица». С очередной сменой адми-
нистрации балета в 2000 году был проведён внеплановый конкурсный набор в труппу, в результате которого
большая часть студийцев (в том числе иЭвридики) получили постоянную работу, сама же студия прекратила своё су-
ществование. Разговаривая со мной, Эвридики
смеётся: «Большую часть ведущих ролей я исполнила, будучи артисткой кордебалета». Надо сказать, что присвоение ей звания первой танцовщицы задержалось лет на десять. Да и количество балетных спектаклей в течение сезона в афинском оперном театре довольно ограничено. Это приводит к не-
соразмерности процесса подготовки спектакля с процессом его эксплуатации, что в свою очередь порождает творческую неудовлетворённость со стороны исполнителей. Первой боль-
шой партией была Фея Драже в постановке Пьера Лакотта, работа над которой свела Эвридики с Гилен Тесмар.
Знаменитая балерина не только с удовольствием делилась секретами исполнительского мастерства с молодой кол-
легой, впитывающей её слова как губка, но и посоветовала попробовать провериться в труппу «Нью-Йорк Сити
Бале», так как видела незаурядные потенциальные возможности балерины.
За «Щелкунчиком» последовали pas de trios из «Лебединого озера» и pas de quatre из третьего акта «Спящей красавицы» в постановке И.Зеленского. В «Спящей» удалось также исполнить Фею Сирени вместо заболевшей солистки, благо эту вариацию Эвридики приготовила для Варны. Также, «по слу-
чаю», ею с блеском была исполнена партия Уличной танцовщицы в балете «Дон Кихот». Особое место в душе ба-
лерины занимает сотрудничество с Руди Ван Данцигом над его балетами «Четыре последние песни» на музыку Рихарда Штрауса и «Ромео и Джульетта» Прокофьева. Джульетту Эвридики удалось исполнить всего один раз, потому
что балет шёл в арендованных костюмах и декорациях, которые надо было возвращать владельцу в Канаду. Во время спектакля причина неимоверного отчаяния героини слилась воедино с 
отчаянием исполнительницы, вложившей всё своё мастерство «в единственный спектакль», создавая неизгладимое
впечатление. Современные греческие балетмейстеры при создании своих опусов тоже избирают Эвридики Исаа-
киду. Она являет собой исключительный материал, обладающий, кроме всего прочего, огромной работоспо-
собностью. И если «Пигмалион» обладает талантом, то его «Галатея-Исаакиду» оживёт, как это случилось с «Кармен» в постановке Хариса Мандафуниса. Балетный критик Мирка Псаропулу пишет: «Постановка Мандафуниса выстроена на крепком фундаменте, состоящем из сплава классического тан-
ца с современным, для исполнения которого требуется большая искусность. Балетмейстеру повезло и с тем, что есть
хорошо тренированный балет, и с тем, что Исаакиду, как никто другой, подошла на роль героини. С очаровательной женственностью она выпукло обрисовала знакомый образ Кармен...»
Важным событием в творчестве балерины стало исполнение партии Одетты-Одиллии. Всё ещё будучи танцовщицей
кордебалета, вместе со своим партнёром, первым танцовщиком Игорем Седько, хрупкая и беззащитная она предстала перед зрительским судом. Несмотря на ограниченные размеры
сцены балерина смогла раздвинуть рамку кулис в воображении и перенести действие в другое измерение. Её белый лебедь – мятежный и целеустремлённый, а Одиллия – кокетлива и ко-
варна. Обычно 32 фуэте приводят зрителей в восторг, в исполнении Исаакиду аплодисменты перекрывали музыку
на последней диагонали в коде, состоящей из мелкой техники, исполненной с блеском и настолько быстро, что глаза
не успевали следить за точёными ногами балерины. Эвридики сама не верила в такой успех. Будучи натурой неудовлетворённой, самокритичной, она несколько побаивалась этого спектакля, ведь «Лебединое озеро» – это экзамен на зрелость, балет, предъявляющий очень большие требования к исполнительскому мастерству танцовщицы. Мо-
лодая балерина с честью выдержала этот экзамен. Спустя некоторое время, по настоянию Ирэка Мухаммедова, в
то время директора балетной труппы Национального оперного театра Греции, Эвридики Исаакиду было присвоено звание «прима-балерины». Отныне она исполняет исключительно ведущие партии, каждый раз наполняя знакомые образы новым, одной ей присущим содержанием. Эвридики очень любит-роль Жизели, может быть потому, что сама она в жизни проста и открыта, из-за чего часто испытывала разочарова-
ние и горечь. Вместе с тем её невысокий рост и хрупкое телосложение позволяют во втором акте сделаться просто
невесомой в руках партнёра. Татьяна в «Евгении Онегине» (постановка И.Мухаммедова) Эвридики откровенно 
не удалась. Сложнейшие дуэты были исполнены отлично, в сцене «сна» фантазия балерины позволила ей интересно
повести повествование, а вот русского духа в первой картине так и не почувствовалось, и музыка П.Чайковского в этом случае не помогла. А ведь Эвридики очень музыкальна, творческое чутьё её никогда не подводит и она не нуждается в многократных повторах с целью «попасть в музыку».
Этой работой кропотливо занимался Александ Грант, при постановке «Тщетной предосторожности» в хореографии Ф.Аштона. Дуэт Исаакиду – Александр Несков явил собой образец трогательной крестьянской идилии, оставив полностью удовлетворённым старого Мэтра. Безымянная главная героиня одноактного балета Ренато Жанеллы «Все
танцуют вальс» оказалась не таким простым материалом, как может показаться с первого взгляда. Современный балет на классическую музыку, совсем недавно представленный публике в исполнении Полины Симеоновой и Шоко Накамура, Эвридики увидела по-своему, ошеломив публику откровенным признанием этической проблемы современного общества. Из игривой шалуньи, забавляющейся новизной ощущения тела в пространстве на основе движений классического танца во вступительной части балета, героиня, пройдя через все искушения «высшего света», практически теряет способность
«стоять на ногах» и «нуждается» в постоянной поддержке партёра (А.Несков), который буквально учит её ходить. Трагедия личности в обществе подчёркивается музыкой Г.Малера, «Адажиетто» из симфонии № 5. Балетный критик А.Рикакис называет Э.Исаакиду в этой роли «божествен-
ной». Игнорируя границы одного амплуа, сразу после трагического «Адажиетто» Эвридики выбегает на сцену в
роли Китри. Редакцию балета «Дон Кихот» осуществил для греческой труппы В.Васильев в прошлом году. К сожале-
нию, Исаакиду в постановке не участвовала, она была в декрете и вошла в состав лишь в текущем сезоне. Она без
колебаний справилась с очень быстрым темпом вариаций, который был указан постановщиком, и не только блистательной техникой, но просто своим присутствием зажгла всех участников спектакля, создав атмосферу сказочного праздника.
Эвридики Исаакиду – удивительной скромности человек, никогда не занимавшийся саморекламой, даже для
рекламного видеоклипа она предпочитает дать возможность сняться кому-нибудь другому, в то время как сама со-
средоточивается над созданием сценического образа. В то же время она очень любима публикой, на её спектаклях зал всегда переполнен. Она требовательна к себе и к другим, поэтому ра-
ботать с ней не просто, но зато уж при появлении на сцене она отдаёт себя всю и затрагивает самые сокровенные струнки человеческой души.

Коротко об авторе
Колюбакина-Акриоти рина Алексеевна – балетмейстер - -репетитор Национального оперного театра г.Афины, Греция.
E-mail: kolioybakina@yahoo.gr
Summary of article
This article is an extract from the chapter «The artistic path of the ballet group of the Greek National opera house (1940-2010)» being a part of a PhD thesis on historical issues and evolution of the classical ballet in Greece. In the article are vied the objective circumstances of the formation artistic personality of a dancer.
Key words: classic dance, professional education.
About the author
Kolioubakina Irina graduated from State University of Theatrical Arts named after Lounacharsky. During the last 20 years ballet master,
with duties of ballet teacher, repertitrice and choreograph-assistant of the National opera house of Greece
E-mail: kolioybakina@yahoo.gr
 
главная