Разделы:
Адрес редакции:
129110, Москва, Проспект Мира, дом52/1. 
Тел.: (495) 688-2401 
(495) 688-2842 
Факс.: (495) 284-3351
This site best viewed with I.E. 5.0 or higher, 1024/768 resolution.
(C) Copyright by Ballet Magazine, 2000. 
Design by L.i.D.

Балетные чтения: из новых диссертаций

Профориентация артиста балета
после завершения сценической
карьеры в системе дополнительного
образования детей

Т. Мацаренко
Краткая аннотация
В статье представлены: профессиональная перспектива артистов балета, завершающих сценическую карьеру, специфические особенности педагогической деятельности в системе дополнительного образования детей;
трудности адаптации артиста балета к новым условиям деятельности.

Ключевые слова
артист балета, педагогическая деятельность, трудности в адаптации к педагогической деятельности.


В современном обществе в связи с социально-экономиче-
скими преобразованиями особую актуальность приобретает
проблема профессионального долголетия, востребованно-
сти в хореографической сфере деятельности и усугубляется
как особенностями самой профессии, так и несовершен-
ством законодательства.
В ходе констатирующего эксперимента нашего исследо-
вания проводилось анкетирование, направленное на выявле-
ние желаемой профессиональной перспективы артистов ба-
лета. В качестве испытуемых выступили академия танца
Н.Нестеровой, академический ансамбль песни и пляски Рос-
сийской армии имени А.А.Александрова, ансамбль воздуш-
но-десантных войск, Московский областной государствен-
ный театр «Русский балет», театр пластического балета «Но-
вый балет». В анкетировании приняло участие 100 человек,
среди которых 62% женщин и 38% мужчин, в том числе про-
фессиональных исполнителей с десятилетним стажем сцени-
ческой деятельности – 42 % и со стажем 15-20-лет – 58 %
респондентов в возрасте от 20 до 60 лет.
Результаты анкетирования показали, что 37 % артистов
балета желают открыть свой театр, центр или школу, 22,5 %
– быть педагогом-хореографом, 17 % при любых обстоятель-
ствах останутся работать в своём коллективе, 13,5 % желают
уйти в систему дополнительного образования детей, 6 % в
спорт, фитнес, 4 % стремятся стать репетиторами (Рис. 1).
Для нас значимо, с какими трудностями сталкиваются ар-
тисты балета, пришедшие в педагогическую деятельность.
В анкетировании приняло участие 100 педагогов-хореогра-
фов и руководителей хореографических коллективов со ста-
жем педагогической деятельности от 3-х до 15 лет. Экспери-
ментальной базой послужили: МОУ ДОД Дворец пионеров
имени А.Гайдара, Московский Дом самодеятельного творче-
ства, Дк «Гармония», Дк «Салют», Дк «Гайдаровец», МОУ
ДОД центр эстетического воспитания учащихся «Ровесник».
Результаты исследования показали, что 20,5 % респонден-
тов сталкиваются с материальными трудностями, 17 % с не-
пониманием со стороны руководства, 14 % отмечают сла-
бую собственную педагогическую подготовку, 13,9 % – не-
знание специфики преподавания хореографии, 12,8 % от-
мечают трудность в общении с коллегами, 11,8 % – труд-
ность в работе с детьми, 10 % – трудности в организации
творческого процесса.
Трудности профориентации к педагогической деятельно-
сти в системе дополнительного образования детей связаны с
тем, что артисты балета не осознают особенности работы с
детским хореографическим коллективом учреждения допол-
нительного образования детей и сталкиваются с незнанием
специфических особенностей работы.[1] 
Артисты балета стре-
мятся к более высоким целям в хореографической деятельно-
сти, желают обладать определённым положением (статусом)
в коллективе и сталкиваются с отсутствием необходимых зна-
ний, умений, компетенций.[2]
Длительный период жизни артиста балета на профессио-
нальной сцене связан с демонстрацией своих возможностей
и стремлением к демонстрации своих личных успехов. Арти-
сты балета ищут пути завоевания престижного положения,
которое выражается в повышении своей социальной значи-
мости, статуса, авторитета, который основывается не только
на высоком профессиональном качестве исполнительского
искусства, но и выражается в безусловном признании обще-
ством, то есть в высоком престиже.
Артисты балета, которые уже работают руководителями
хореографических коллективов в системе дополнительного
образования детей и имеют педагогический стаж, более
адекватно оценивают деятельность преподавателя и руково-
дителя хореографического коллектива. из них только 8 %
стремятся к открытию своего хореографического центра или
школы, осознавая трудности и ответственность, они больше
увлечены процессом педагогической или постановочной дея-
тельности, не заботясь о собственных достижениях.
Методом наблюдения и в процессе опросов была выявле-
на проблема в профессионально-педагогической позиции
артистов балета. стремление сохранить профессиональный
статус мешает артистам балета отождествлять себя с другими педагогами дополнительного образования, они себя по-
зиционируют как специалисты, мастера хореографии. одна-
ко, начиная работать руководителем хореографического
коллектива, испытывают трудности при организации коллек-
тива, прогнозируемости результатов своей деятельности. ар-
тисты балета, работающие в педагогической сфере, не учи-
тывают две основные задачи дополнительного образования
детей – организацию коллективной жизнедеятельности и
включение в неё каждого учащегося.
Привлечение учащихся в коллектив и их закрепление яв-
ляется основной трудностью для начинающего руководителя
хореографического коллектива. специфика дополнительно-
го образования детей состоит в том, что если артисту балета
как руководителю не хватает организационных качеств по
созданию хореографического коллектива, умения располо-
жить к себе учащихся, пробудить интерес к хореографии, по-
казать преимущества, убедить, мотивировать учащихся к за-
нятиям, то группы у него не набираются.
Для учащихся на первом месте – личность педагога-хо-
реографа (стиль его общения, увлеченность и заинтересо-
ванность), а затем сам предмет интереса (хореография). не-
обходимым элементом является процесс сотворчества педа-
гога-хореографа и учащихся: взаимодействие, взаимопони-
мание, взаимоответственность.[3]
Профессиональная сценическая деятельность для арти-
стов балета, участвовавших в нашем анкетировании, связа-
на с желанием добиться высоких исполнительских результа-
тов. При этом артисты балета считают значимыми трудоспо-
собность – 18 %, творческий подход – 16,8 %, исполнитель-
ность – 15 %, профессиональную хореографическую подго-
товку – 14 %, технику движений – 11 %, требовательность –
9,2 %, дисциплинированность – 9 %, преданность делу – 7 %.
Это связано с балетной педагогикой, основанной на требо-
вательности, дисциплинированности, выносливости и четкой
самоорганизации.
Все эти требования артисты балета привносят в препода-
вательскую деятельность, имея в виду, что предпосылкой тан-
цевальной деятельности является наличие способностей и
одарённости учащихся, поэтому изначально критерием от-
бора являются определённые физические данные учащихся.
однако, предъявляя очень жесткие требования к детскому
коллективу, они не учитывают специфичность преподавания
хореографии в дополнительном образовании детей: ограни-
ченность времени и то, что хореографией занимаются все
дети, без учёта их способностей.[4]
Анкетирование, проведенное нами среди педагогов-хо-
реографов и руководителей хореографических коллективов
Дворцов и домов культуры, показало, что неудовлетворен-
ность своей педагогической деятельностью респонденты объ-
ясняют следующими причинами: 37 % респондентов выде-
ляют плохую физическую форму учащихся, 17 % акценти-
руют на физические недостатки, 15,4 % жалуются на плохую
организацию, 15,8 % – своё неумение убеждать, 14,8 %
представляют себя человеком настроения.
Артист балета сталкивается со своеобразным психологи-
ческим барьером в отношениях, требуя от учащихся своего
коллектива высоких исполнительских результатов, не осо-
знавая, что дети приходят в дополнительное образование не
с целью профессионального овладения хореографией, а с
целью развития эмоциональной сферы, формирования худо-
жественно-эстетической культуры, танцевальности, коорди-
нации движений, основ музыкальной культуры, артистизма.
каким бы ни было педагогическое мастерство артиста ба-
лета, если ему не удалось найти способ вызвать активность
самого учащегося, воздействие не даст ожидаемого резуль-
тата. Важным условием успешной адаптации артиста балета к педагогической деятельности является индивидуальный под-
ход, как реализация индивидуальных профессиональных
возможностей, приобретённых в сценической деятельности,
которые служат средством приспособления артиста балета к
требованиям педагогической деятельности.
Рамки дополнительного образования характеризуются
свободой выбора,[5] и у артиста балета есть возможность ва-
риативно выбирать любые хореографические методики,
программы, направления, стили деятельности, что способ-
ствует удовлетворению потребности. Проведённое анкети-
рование среди артистов балета показало, что 32% артистов
балета стремятся найти единомышленников для реализации
своей профессиональной деятельности через активную об-
щественную жизнь, 28 % привлекает свобода выбора в педа-
гогической деятельности, повод изучить новый танцевальный
стиль, 23 % отметили, что преподавание приносит внутрен-
нее удовлетворение, для 17 % артистов балета педагогика
представляет интерес.
Cфера дополнительного образования детей, как сфера
неформального образования, способна помочь артисту ба-
лета в успешной адаптации к педагогической деятельности,
так как неформальное образование основывается на его
личном интересе. Переход в педагогическую деятельность
выявляет скрытый потенциал артиста балета, новые творче-
ские способности, помогает обрести уверенность в себе.


Литература. 
1. Полтавец ГА. Научно-методические материалы по анализу практической проблемы оценивания качества в системе дополнительного образования детей [текст]: метод. пособие для рук. и педагогов учреждений доп. образования / Г.А. Полтавец, С.К. Никулин; центр техн. творчества учащих-
ся. – М.: Б.и., 2000. 94 с. Библиогр.: с. 79-85.
2. Митакович Л.А. Подготовка будущих педагогов-хореографов к решению профессиональных задач [текст] / Митакович Лейсан Азатовна // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. СПБ, 2009. N 116. с. 185-189.
3. Тарасенко Т.В. Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в профессиональной подготовке руководителей детских хореографических коллективов: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.08 /
ин-т худож. образования Рос. акад. образования, Москва, 2006.с. 26.
4. Валеева М.А. Развитие профессионализма педагога дополнительного образования, дисс. канд. пед. наук, Оренбург 1999.
5. Андрианова Н.Н. Формирование готовности к профессии педагога дополнительного образования у студентов педколледжа: на примере квалификации «педагог дополнительного образования» в области художественного
творчества с дополнительной подготовкой по музыке автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.08 / ин-т общ. образования М-ва образования РФ Москва, 2001. с. 22.
Коротко об авторе
Мацаренко Татьяна Николаевна, ведущий специалист и аспирант кафедры педагогики и психологии академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
E-mail: e-rus@mail.ru

Summary of article
The article «Vocational guidance of the ballet dancer after end of scenic career in system of additional education of children» presents: a professional perspective of ballet dancers who are finishing their stage career, the specific features of educational activities in the system of supplementary education for children; difficulties of adapting to the new conditions of activity.
About the author
Tatiana Nikolaevna Matsarenko, a leading specialist and post-graduate student of the Chair of Pedagogy and Psychology of the Academy of the Improvement of Professional Skills and Retraining of Educators.
E-mail: e-rus@mail.ru
Keywords: body-space, creation, dream, grand performance, movement.

главная