Разделы:
Адрес редакции:
129110, Москва, Проспект Мира, дом52/1. 
Тел.: (495) 688-2401 
(495) 688-2842 
Факс.: (495) 284-3351
This site best viewed with I.E. 5.0 or higher, 1024/768 resolution.
(C) Copyright by Ballet Magazine, 2000. 
Design by L.i.D.

Балетные чтения: из новых диссертаций

Фестиваль «Сервантино» 2012 года
в городе Гуанахуато (Мексика). Dance Open

Норма Алисия Де ла Торре

Краткая аннотация
Настоящая статья посвящена известнейшему событию в культурной жизни Мексики – фестивалю искусств «Сервантино», который в течение 40 лет проходит в мексиканском городе Гуанахуато. Изначально фестиваль был основан в честь великого испанского писателя Сервантеса. В статье делается акцент на
российско - мексиканских связях, в частности рассматривается постановка балета «Эсмеральда» русскими балетмейстерами с участием мексиканских артистов. Дается характеристика мексиканских хореографов молодого поколения. Также характеризуется общая панорама искусств фестиваля.
Ключевые слова
хореография, искусство, фестиваль, балет, постановки..

Главным и наиболее ярким событием в культурной жизни
Мексики является Международный фестиваль искусств «Сер-
вантино», который каждую осень проходит в старинном колониальном городке Гуанахуато. Этот фестиваль, невероятно красивый и удивительно насыщенный событиями, проводится под именем Мигеля де Сервантеса, величайшего писателя Испании.
Свою историю Международный фестиваль искусств «Сер-
вантино» ведет с 50-х годов 20-го столетия. Более сорока лет
назад профессор университета Гуанахуато Энрике Руэлас –
страстный поклонник творчества великого испанца Мигеля де
Сервантеса - положил начало традиции чествовать автора
«Дон Кихота» художественными работами, навеянными его
творчеством. Так и зародился фестиваль «Сервантино», кото-
рый официально первый раз был проведен с 11 по 28 октября
1973 года. За сорок лет своего существования «Сервантино»
заработал огромное международное признание и, по оценке
президента Национального совета по культуре и искусствам
Мексики Консуэло Саисар, превратился в олицетворение
«радости и познания». Именно благодаря этому фестивалю
городок Гуанахуато в 1988 году был занесен ЮНЕСКО в
список мирового культурного наследия.
Каждый год фестиваль собирает танцоров, музыкантов,
артистов драмы, кинематографистов со всего мира. В этом
грандиозном мероприятии обычно задействовано около 3
тысяч человек из 25-40 стран. Во время проведения фестива-
ля город Гуанахуато фактически превращается в сплошную
театральную площадку под открытым небом: прямо на пло-
щадях артисты дают представления, весь город застраивает-
ся трибунами для зрителей, по улицам проходят сотни музы-
кантов, организовываются фотовыставки и литературные
чтения. Участники мероприятий выступают в буквальном
смысле повсюду: на площадях и улицах, в театрах, храмах,
музеях и даже в университете. В последние годы количество
зрителей фестиваля превышает 100 тысяч человек.
Программа «Сервантино» очень насыщенна. Традицион-
но общий тон на фестивале задают исполнители из испано-
язычных стран – Испании и Латинской Америки. Однако это
действо привлекает и множество артистов со всех концов ми-
ра – Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Эстонии,
Польши, Китая, Южной Кореи, США…
Россия также входит в число участников фестиваля. В
2011 году на «Сервантино» приезжали два российских кол-
лектива: Симфонический оркестр Санкт-Петербурга, испол-
нивший произведения чайковского, Глинки и Прокофьева, и
Малый драматический театр Санкт-Петербурга, представив-
ший спектакль «Дядя Ваня».
В этом году центральным событием фестиваля «Серванти-
но» стала премьера балета «Эсмеральда», который был по-
ставлен российскими хореографами Юрием Бурлака и Васи-
лием Медведевым для Коллектива национального танца Мек-
сики (Compania nacional de danza). Коллектив национального
танца Мексики – ведущая балетная труппа страны, которой
руководит бывшая прима-балерина Сильви Рейно[1]. В составе труппы не только мексиканские танцоры (Бланка Риос), кол-
лектив объединяет исполнителей из разных стран мира: Агу-
стина Галицци (Аргентина), Аврора Васкес, Гарольд Кинтера
и Эрик Родригес (Куба), Хосе Уррутия (Перу), Маюко Нихей
(Япония), Антон Хорошманов (Россия) и другие.
Роль Эсмеральды исполнила знаменитая мексиканская
балерина Элиса Каррильо[2], солистка балета Берлинскойгосударственной оперы. Эта роль ознаменовала её триумфальное возвращение на мексиканскую сцену. В своем 
интервью накануне премьеры Э.Каррильо отметила, что балет
«Эсмеральда» предъявляет очень высокие требования к фи-
зической подготовке танцора, а расположение Мехико на
высоте более 2000 м над уровнем моря многократно усили-
вает нагрузку. В главной мужской роли, роли Феба, высту-
пил муж Э.Каррильо, русский танцовщик Михаил Канискин.
Постановка балета «Эсмеральда» в Мексике является не-
заурядным примером русско-мексиканского культурного со-
трудничества. Музыку к «Эсмеральде» исполнил оркестр те-
атра Bellas Artes из Мехико, но под руководством дирижера
Государственного а кадемического Большого театра Михаи-
ла Грановского. В Большом театре работают и художник-по-
становщик этого балета Алёна Пикалова, и художник по ко-
стюмам Елена Зайцева.
На мексиканскую сцену исследователь хореографии, ис-
торик, балетмейстер Юрий Бурлака в содружестве с хорео-
графом Василием Медведевым перенесли новую редакцию
«Эсмеральды», созданную ими в Большом театре в 2009 го-
ду. Новая версия этого шедевра хореографического искус-
ства XIX века стала результатом длительных исследователь-
ских изысканий.
Безусловно, точная реконструкция спектакля 1899 года в
постановке Мариуса Петипа, который и стал основой поста-
новки Бурлаки и Медведева, была невозможна. Юрий Бур-
лака называет свой спектакль «образом того знаменитого
спектакля конца XIX века». В новой постановке «Эсмераль-
ды» сохранена хореография Мариуса Петипа, Жюля Перро,
Агриппины Вагановой и добавлена, где необходимо, хорео-
графия Юрия Бурлаки и Василия Медведева.
Ход действия остался практически тот же, хотя либретто
было скорректировано. Имеющиеся хореографические ла-
куны были «закрыты» заново поставленными танцами. Новые
танцы, стилизованные «под имперскую балетную старину»,
получили и Эсмеральда, и Феб, и даже Квазимодо, ранее не
имевший их вовсе.
В новой постановке совершенно эксклюзивным является
второй акт, «Флер де Лис», включающий три разных ансамб-
ля, три шедевра разных эпох. Во-первых, большой ансамбль
Grand pas des corbeilles – «Танец с корзинками», затем Pas
des Diane 1935 года в хореографии Вагановой, и Pas de six
1886 года, поставленный Петипа.
Эксклюзивной является и сцена с ожившим гобеленом,
предваряющая Pas des Diane. Это и красивая отсылка к «Па-
вильону Армиды» Фокина, и перекличка со спектаклем Тихо-
мирова, который также использовал эту идею для той же кар-
тины. В первой и последней, демихарактерных, картинах –
«Двор чудес» и «Праздник шутов» – зрителя ждут два арте-
факта от разных эпох: от романтической – La truandaise – та-
нец Эсмеральды на площади и от имперской – выходная вер-
сия Эсмеральды для Матильды Кшесинской.
Но самое главное, что в новой постановке впервые за
долгие годы «Эсмеральда» заканчивается, как у Перро и Пе-
типа, не казнью героини, а самым настоящим хэппи-эндом.
В целом современная постановка балета может быть ква-
лифицирована не просто как талантливо созданная рекон-
струкция, а как фактически новый спектакль.
Мексиканская премьера «Эсмеральды» состоялась в Ме-
хико 20 и 23 сентября на главной театральной сцене стра-ны – во Дворце изящных искусств. В своем интервью после
успешной премьеры 20 сентября Юрий Бурлака выразил на-
дежду на продолжение совместной работы мастеров Боль-
шого театра с Коллективом национального танца Мексики
над новыми хореографическими проектами. Сотрудничество
с российскими хореографами, музыкантами, художниками в
процессе работы над постановкой «Эсмеральды» оказалось
чрезвычайно плодотворным для мексиканского танцевально-
го коллектива и способствовало значительному обогащению
его исполнительского и сценографического мастерства.
Помимо «Эсмеральды» Коллектив национального танца
Мексики показал на «Сервантино» еще два балета хореогра-
фа Гильермо Арриага «Сапата» и «Земля» на музыку мекси-
канского композитора Хуано Пабло Монкайо. Балет «Сапа-
та», поставленный в стилистике танца модерн, посвящен на-
циональному герою Мексики, лидеру мексиканской револю-
ции Эмилиано Сапата (1879-1919). В балете отражены соци-
альные противоречия революционной эпохи, проблемы про-
стого человека. Особое впечатление на зрителей фестиваля
произвел исполненный силы и внутренней энергии балет 
«Земля», в котором изображаются универсальные природные циклы земли и человека, на ней работающего, человека земли.
Вообще в этом году хореографическому искусству на
«Сервантино» было отведено центральное место. Основным
представителем современного танца был коллектив «Minimo
Cuerpo» («Минимальное тело») из города Леоне, который
показал на фестивале балет хореографа Эрики Торрес «En
boca de lobos» («В пасти волка»), посвященный детским стра-
хам. На сцене воссоздавались различные ситуации, вызы-
вающие фобии у детей, а музыкальное сопровождение заме-
няли устрашающие звуки, свист ветра, топот. Это интерак-
тивное представление, в ходе которого исполнители дина-
мично взаимодействуют с детской аудиторией, которая вос-
принимает танец как своеобразную функциональную игру.
Коллектив «Cuerpo Mutable» («Преображение тела»), соз-
данный мексиканским хореографом Лидией Ромео в 1982
году, привез на «Сервантино» балет «Rituales» («Обычаи»).
Балет состоит из четырех частей, в которых иронически
изображается обыденная жизнь горожан, в том числе и пред-
ставителей низших слоев общества – бандитов, наркоманов,
проституток. Герои и антигерои балета являются воплощени-
ем разных аспектов личности современного мексиканца.
Почетным гостем «Сервантино» в 2012 году стал ан-
самбль «Danza Joven del estado de Sinaloa» («Молодой танец
штата Синалоа»), который был основан в 2007 году. Этот
молодой коллектив под руководством хореографа Георгини-
ма Гутьерреса работает в области современного танца. На
площади святого Фердинанда в Гуанахуато «Молодой та-нец» показал спектакль «Дни поминовения», в котором под
традиционную музыку индейского народа йореме танцоры
изображают на сцене языческие обряды. А затем молодые
солисты коллектива исполнили танец «Бонсай», созданный
хореографом Марко Антони Сильвой. Основная тема танца
– влияние человека на природу, раскрывается в его цент-
ральном образе – образе искусственно выращенного дере-
ва, миниатюрной копии настоящего.
«Фольклорный балет Университета штата Гуанахуато»
под руководством Роберто Мартинеса показал на «Серван-
тино» на огромной уличной сцене перед знаменитым архи-
тектурным памятником Альондига-де-Гранадитас спектакль
«Фиеста», включающий наиболее зрелищные танцы из ре-
пертуара коллектива, например «Танец быка» и «Мачете».
«Танец быка» – это традиционный фольклорный танец штата
Гуанахуато. Этот танец отличается нарочитой театраль-
ностью, все танцовщики выступают в масках: быка, хозяина
фазенды, его дочери, служанки и священника. Под музыку
барабана каждый герой по очереди пытается убить быка, но
безуспешно. Неудача танцовщиков вызывает активную реак-
цию зрителей, которые с энтузиазмом включаются в «игру»
охоты на быка. «Мачете» изображает сражение на ножах
мачете, которые обычно используются в Мексике для уборки
урожая. Во время танца музыка постепенно затихает, а зву-
ки ударов мачете становятся всё громче и громче, что созда-
ет ощущение нарастающей паники и трагизма.
В этом году мексиканский «Сервантино» стал важной со-
ставной частью известнейшего ежегодного Международного
фестиваля Dance open, основанного в 2001 году. В фестива-
ле Dance open принимают участие солисты ведущих балет-
ных труп мира – Большого театра, Мариинского театра, На-
циональной оперы Украины, Гранд-Опера, Stuttgart Ballet,
New York City Ballet, San-Francisco Ballet и других. Тради-
ционно фестиваль завершается гала-концертом мировых
звезд балета и церемонией вручения премии Dance оpen,
которая отмечает профессиональные достижения артистов
вне зависимости от стилей, жанров и направлений исполняе-
мых номеров. Дополнительная программа фестиваля вклю-
чает кинопрезентации, научно-практические конференции,
фотовыставки и многое другое. В этом году местом проведе-
ния Dance open стал финский город Саволина.
Участие Коллектива национального театра Мексики с по-
становкой «Эсмеральды», несомненно, украсило фестиваль
и обогатило его национальную составляющую. Помимо это-
го постановка Бурлаки и Медведева продемонстрировала
обоюдный интерес российской и мексиканской хореогра-
фии и заложила основы для будущих совместных работ.

Примечания.
.1. Сильви Рейно родилась в Мехико в 1950 году. Училась в Академии Мексики, была солисткой Лондонского фестивального балета. В 1975 году стала солисткой балета Пражской оперы. Для неё были созданы балеты «Игры в карты» и «Оперный бал». В 1979 году стала прима-балериной Коллектива национального танца Мексики, в составе которого исполнила партии Одетты и Жизели. В 2008 году Рейно возглавила этот коллектив.
2. Элиса Карильо родилась в 1981 году в городке Текскоко, предместье Мехико. Училась в Национальной школе классического танца в Мексике, а также в Лондонской национальной балетной школе. В 1999 году Карильо
стала выступать в труппе Штутгартского балета. В 2007 году стала солисткой балета Берлинской государственной оперы, где исполнила главные партии в «Щелкунчике», «Лебедином озере», «Спящей красавице». «Сильфиде». В 2012 году в Мексике была учреждена стипендия имени Элисы Карильо для молодых талантливых танцовщиков.

Коротко об авторе
Аспирантка кафедры хореографии ГИТИСа Норма Алисия де ла Торре (Мексика). E-mail: norma.delatorre37@gmail.com

Key words: choreography, arts, festival, ballet, productions.
Summary of article «Festival «Cervantino» year 2012 at Guanajuato city Mexico. Dance Open»
The article is devoted to the famous Mexican art festival event «Cervantino», which has been part of the cultural life of Guanajuato city, Mexico for a period of forty years. Since the beginning the festival was named after the well known Spanish writer M.Cervantes. The article gives emphasis on Russian Mexican cultural links, with particular consideration on Russian choreographers and Mexican artists in the production of the ballet Esmeralda. A description on Mexican choreographer’s new generation is given. It is also given a general panorama on arts festivals.
About the author
Postgraduate student at the faculty of choreography GITIS Norma Alicia de la Torre (Mexico). Email: norma.delatorre37@gmail.com

главная