Разделы:

Все о журнале

Новости

Свежий номер

Подписка

Линия

Душа танца

Архивы

Реклама. Конкурсы

Ссылки

Пишите нам

Адрес редакции:

129110, Москва, Проспект Мира, дом52/1.

Тел./факс: (095) 288-2401

Тел.: (095) 284-3351

This site best viewed with I.E. 5.0 or higher, 1024/768 resolution.

(C) Copyright by Ballet Magazine, 2000.

Design by L.i.D.

Линия - 2001

 


Жанна Аюпова - "Антизвезда"

Жанна Аюпова танцует на сцене Мариинского театра уже 17-й сезон. На первый взгляд может показаться, что ее неброский талант теряется на фоне ослепительно яркой молодежи. Действительно, Аюпова не входит в группу «звезд», на которых в последнее время делают ставку балетные начальники и экзальтированные балетоманы. В расчете на нее не замышляют премьеры, ее нечасто увидишь в модных балетных шоу и на тусовках, ее не всегда берут на гастроли, она может танцевать в сугубо «дежурном» спектакле, причем, не чурается выступить и по замене.

Между тем Аюпова занимает в труппе особое положение: она — самая стилистически чуткая балерина сегодняшнего Мариинского театра.

Стильность Аюповой начинается с внешнего облика. К примеру, ее Сильфида — вылитая Мария Тальони, а Мария в «Бахчисарайском фонтане» — Уланова с фотографий 30-х годов.

Аюпова умеет не только поймать и воплотить в своей пластике линию, орнамент, графическую фактуру, в коих безошибочно опознаются эпоха, национальность, идеология. Она умеет сделать стиль зерном роли. Не играть в стиль, а последовательно разворачивать стилистические особенности, подмечать отличия, передавать нюансы.

Танец Аюповой никогда не бывает стремителен и напорист. В него нужно вчитываться, всматриваться, как в формы классической архитектуры. Только тогда поймешь, что за внешней, казалось бы, неброскостью скрываются и содержательность, и органичность, и техническоек мастерство.

Не потому ли в самом «архитектурном» балете Петипа — «Спящей красавице» — Аюпова стала лучшей Авророй и своего поколения, и нескольких близлежащих? А в «Баядерке» Никия Аюповой прежде всего хрупкая и трогательная. Но усиленный тем самым мелодраматизм почему-то только добавляет спектаклю трагичности и размаха. (Стоит заметить, что все драматические балеты Петипа — чистейшие мелодрамы.)

Стилеобразование у Аюповой происходит на разных этажах балетной выразительности — в пластике, актерской игре и даже в характере наложения танца на музыку. Так, к хореографии Баланчина она сразу нашла свой «ключ». В Па де де Дж. Баланчина на музыку Чайковского она добивается абсолютного танцевального стаккато: танцевание отрывистое, немного дробное, почти синкопированное, и без какого-либо усилия — только легкие, но музыкально очень точные вспархивания.

Аюпова — танцовщица по преимуществу лирическая. Это, впрочем, не мешает ей быть убедительной в разноплановом балеринском репертуаре — от Жизели до Китри, от Терпсихоры в «Аполлоне» до Одетты-Одиллии.

Недавно Аюпова дебютировала в партии Раймонды (редакция К. Сергеева) и была в ней удивительно хороша — мягкостью, женственностью в сочетании с горделивым, каким-то глубинным балеринским достоинством. Вот уж где стилистическая чуткость к наследию старика Петипа, всю жизнь боготворившего Женщину.

главная

наверх