Разделы:
Адрес редакции:
129110, Москва, Проспект Мира, дом52/1. 
Тел./факс: (095) 288-2401 
Тел.: (095) 284-3351
This site best viewed with I.E. 5.0 or higher, 1024/768 resolution.
(C) Copyright by Ballet Magazine, 2000. 
Design by L.i.D.

Линия - 2003 
ЛИНИЯ. Журнал «БАЛЕТ» в газетном формате.
№6/2003
Новости
Во славу Марины Семеновой
Дневники Прокофьева 
Ковент-Гарден через 16 лет
Год Хачатуряна
«Щелкунчик»-  китайская любовь
Нуриевский май
Саранская «Лиса» 
Этюды Ландера 
Звезды черного степа
Петербургский пролог
Звезды белых ночей
«Веселый остров времен Екатерины» 
Большой ремонт Большого
«Пермский дивертисмент» 
Кто есть кто
«В 6 часов вечера после войны» 
«Сильвия» в Эрмитажном театре
продолжение...
Во славу Марины Семеновой 
Марина Семенова
Большой театр готовится отметить 95-летний юбилей великой русской балерины Марины Тимофеевны Семеновой. 12 июня здесь состоится гала-концерт, в котором примут участие воспитанники Марины Тимофеевны – звезды Большого. В программу включены фрагменты из коронных балетов Марины Семеновой, которая по-праву считается в мире лучшей исполнительницей таких партий, как Раймонда, Никия в «Баядерке», Одетта-Одиллия в «Лебедином озере».
 

Дневники Прокофьева 
Двухтомник дневников Прокофьева, появившийся недавно в России, издан в Париже внуком великого композитора. «Если бы я был не композитором, я, вероятно, был бы писателем или поэтом», – писал Прокофьев. Дневник, который он вел на протяжении двадцати шести лет почти изо дня в день, создавая хронику своей жизни – еще одно, до сих пор неизвестное его произведение. Два увесистых тома текста, охватывающих русский (1907-1918) и зарубежный (1918-1933) периоды, написаны по-прокофьевски искрометно, живо, иронично и читаются как увлекательный роман. Блестящие портреты великих современников, впечатления от встреч автора с Римским-Корсаковым, Скрябиным, Дягилевым, Стравинским, Пуленком и многими другими выдающимися людьми, сцены из семейной жизни чередуются с размышлениями о музыке и театре.
Дневник прольет свет на ранее неизвестные подробности жизни гениального музыканта в годы эмиграции и на причины его нашумевшего возвращения в СССР в разгар 30-х годов. Издание дополнено «фотоальбомом» из архивов семьи Прокофьевых.

Ковент-Гарден через 16 лет
К 450-летию установления отношений между Россией и Англией приурочены гастроли в Москве Королевского балета Великобритании. Выступления Ковент-Гардена состоятся на сцене Большого театра с 20 по 29 июня. На пресс-конференции в ГАБТе генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов назвал предстоящие гастроли англичан новой страницей во взаимоотношениях двух прославленных трупп. Он сообщил, что ответные выступления Большого театра в Лондоне запланированы на июль 2004 года.
Административный директор Королевского балета Энтони Расселл-Роберте сказал: «Мы рады полученной возможности вновь выступить в Москве после шестнадцатилетнего перерыва Тогда Ковент-Гарден показывал спектакли на сцене Театра оперетты. Теперь нам предоставлено историческое здание Большого театра, чему мы особенно рады».
Знаменитая труппа приедет в Москву в полном составе, включающем 85 артистов. Будут и приглашенные звезды. Среди них – бывший солист Большого театра Ирек Мухамедов, чье творчество последнее десятилетие связано с легендарной английской сценой. 
Гастрольную афишу составят работы великих хореографов Великобритании – Фредерика Аштона, Кеннета Макмиллана, Кристофера Уилдона. Зрители познакомятся с балетами «Майерлинг», «Глория», «Песнь о земле», «Дерево Иуды», «Трист» и увидят английскую версию классического спектакля «Лебединое озеро». Завершатся гастроли совместным гала-концертом звезд Королевского балета и Большого театра.

Год Хачатуряна
100-летию со дня рождения выдающегося композитора посвящен фестиваль «Времена года». В форуме приняли участие ведущие коллективы и исполнители двух братских государств – России и Армении.
Арам Хачатурян внес огромный вклад в мировую балетную музыкальную культуру. Его балеты «Спартак» и «Гаянэ», музыка к спектаклю «Маскарад» перешли в разряд классики. Нынешний год по решению ЮНЕСКО провозглашен «Годом Арама Хачатуряна».

«Щелкунчик»-  китайская любовь
После успешных гастролей в Китае вернулись домой артисты Удмуртского театра оперы и балета. Как известно, любовь китайцев к русской классике огромна и незыблема. Все сорок гастрольных показов «Лебединого озера» и «Щелкунчика» в исполнении ижевских артистов сопровождали аншлаги. Китайские зрители боготворят Чайковского, и для них важным оказался тот факт, что артисты приехали с родины великого русского классика. 
Летом прошлого года Удмурдский театр впервые показал эти балеты в Москве, в музыкально-концертном зале гостиницы «Космос». Там коллектив и получил приглашение на поездку в Китай.

Нуриевский май
В последние дни весны в Казани прошел VII Международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева. 
Рудольф Нуриев
Он был посвящен 65-летию со дня рождения великого российского танцовщика. Как всегда, одним из инициаторов его проведения стали художественный руководитель казанской балетной труппы Владимир Яковлев и Наталия Садовская – лауреат приза «Душа танца». 
Фестиваль открылся премьерой балета «Спящая красавица». Ведущие партии в спектаклях исполняли народные артистки Украины Татьяна Боровик и Елена Филипьева, лауреаты международных конкурсов Оксана Кучерук и Роман Михалев из Санкт-Петербурга, Анастасия Горячева из Большого театра. В течение десяти вечеров на сцене Татарского академического театра оперы и балета им.М.Джалиля зрители увидели спектакли «Баядерка» и «Дон Кихот» Минкуса, «Лебединое озеро» Чайковского, «Жизель» Адана, «Шурале» Яруллина, «Тщетная предосторожность» Герольда. Программа завершилась большим гала-концертом.

Саранская «Лиса» 
Более тридцати танцевальных коллективов со всей России – от Урала до Москвы и Санкт-Петербурга – приняли участие в межрегиональном фестивале авангардного танца «Лиса – 2003», проходившим в столице Мордовии. На несколько дней участникам фестиваля были отданы лучшие залы: Государственный драматический театр и республиканский Дворец культуры. Лучшими были признаны группа «Скрин» из Самары и завсегдатаи «Лисы» – челябинские коллективы «Окаем» и «Кислотный дождь». Московский балет «Думм» удостоился приза зрительских симпатий.

Этюды Ландера 
На сцене Мариинского театра состоялась российская премьера классического балета Харалда Ландера «Этюды» на музыку Черни в оркестровке и аранжировке Кнудаге Риисагера.
Как известно, один из первых спектаклей о балетном уроке «Консерватория, или Школа танцев» принадлежит классику датского балета Августу Бурнонвилю (1805 – 1879). В 1948 году к этой теме обратился датский танцовщик и хореограф Харалд Ландер. Взяв за основу танца типичные для школы Бурнонвиля па, он создал своеобразную реминисценцию его урока – балет «Этюды». Позднее и другие европейские хореографы обращались к данной теме: Джером Роббинс вписал «Послеполуденный отдых фавна» (1953) в пространство репетиционного класса, где между «фавном»-танцовщиком и «нимфой»-балериной завязывается игра-флирт. В «Уроке» Флеминга Флиндта (1963) по пьесе Ионеско в балетном классе разворачивается кровавый сюжет. Ландер воспроизвел повседневный классический урок, виртуозно варьируя его составляющие. Танец свободен от сюжета, исторического контекста и всякой изобразительности.

Звезды черного степа

Jazz Тар Еnsemble – труппа, состоящая из семи танцоров и джазового трио под художественным руководством Линн Дэлли, соединяет две исконно американские формы танцевального искусства – степ и джаз. Исполнители создали танец, который можно услышать и музыку, которую можно увидеть.
На концертах в Москве Jazz Тар Еnsemble представил оригинальную хореографию степа под живую джазовую музыку. Под художественным руководством неутомимой Линн Дэлли, танцовщицы и хореографа, этот уникальный коллектив, недавно отметивший свое двадцатилетие, удостоивался чести выступать на самых престижных концертных площадках США и Европы. И везде с неизменным успехом. Теперь и российские зрители убедились в верности слов Анны Киссельгоф: «Бывает так, что стопы человека двигаются быстрее, чем его глаза способны уследить за этим».

Петербургский пролог
Так назывался кинофестиваль, включавший показ десяти документальных лент, и состоявшийся в Санкт-Петербурге. Активное участие в его подготовке принял лондонский Фонд Нуриева. Подобный фестиваль впервые проводится в России. В городе, где взошла звезда танцовщика, городе, который был свидетелем его блистательного начала на сцене Кировского театра. Здесь он танцевал в 1958-1961 годах, вплоть до решения остаться на Западе. Ленинградский период творчества Нуреева на фестивале был представлен коротким фрагментом с соло из балета «Корсар», снятым в 1958 году вскоре после окончания Нуриевым хореографического училища имени А.Я.Вагановой. А петербургская документальная лента «Рудольф Нуриев – как он есть» (1991) запечатлела артиста в момент встречи с родиной после 30-летней разлуки. Остальные картины были сняты западными кинематографистами. На закрытии фестиваля был показан фильм «Валентино» британского режиссера Кена Рассела.

Звезды белых ночей
Трехмесячный летний марафон искусств, возглавляемый неутомимым Валерием Гергиевым, стартовал в Санкт-Петербурге. Открытие XI Международного фестиваля искусств «Звезды белых ночей», который посвящен юбилею города, проходило на сцене Мариинского театра. В «балетном разделе» фестиваля планируются выступления Ульяны Лопаткиной, Дианы Вишневой, Светланы Захаровой, Игоря Зеленского, Андриана Фадеева и других звезд. Будут представлены шедевры классики – «Лебединое озеро», «Дон Кихот» и «Баядерка», балеты Фокина, Баланчина, отразившие хореографические поиски двадцатого столетия, и последние работы театра – «Щелкунчик» и «Принцесса Пирлипат» Шемякина – Симонова, «Золушка» в хореографии Алексея Ратманского.
Балетоманы получат возможность увидеть ведущие балетные труппы. Гамбургский балет Джона Ноймайера покажет «Даму с камелиями», «Нижинского» и балет по мотивам чеховской «Чайки»; Лондонский Королевский балет представит работы хореографов, во многом определивших лицо английского балета в XX веке, – Кеннета МакМиллана и Фредерика Аштона; Нью-Йорк Сити Балет – балеты Баланчина и Роббинса.
Нынешний фестиваль продолжает движение за границы концертных площадок города. Кроме уже освоенного в прошлом году Выборга, на карте фестиваля Ивангород, Калининград, Псков и Москва. В залах Москвы в конце июня выступят звезды Мариинского балета.

«Веселый остров времен Екатерины» 
Реальные факты из истории Петербурга легли в основу мюзикла «Веселый остров времен Екатерины», который посвятил юбилею города театр Мюзик-Холл. Этот грандиозный исторический спектакль поставил главный режиссер труппы Лев Рахлин, собиратель питерских легенд и былей. «Екатерининская эпоха, отмеченная множеством событий – от великих преобразований до Потемкинских деревень, дает чрезвычайно богатый материал для сценического воплощения в нашем жанре. И мы с удовольствием воспользовались такой возможностью, несмотря на финансовые, технические и творческие проблемы, с которыми мы встретились на этом пути. И вообще, будущее российского мюзикла, на мой взгляд, не в повторении бродвейских сюжетов, а в воплощении национальной истории», – сказал постановщик. 
Особую сложность представлял поиск музыкальной основы спектакля. И тут создатели мюзикла нашли неожиданного союзника в Густаве Малере, творчество которого оказалось созвучно петербургском теме. Отрывки из его симфонических и камерных произведений аранжировал музыкальный руководитель и дирижер спектакля Юрий Крылов. Партнером постановщика в этой работе стал неистощимый конструктор театрального пространства Вячеслав Окунев. На сцене – великолепие дворцовых балов и маскарадов, реальные исторические персонажи и вымышленные герои.

Большой ремонт Большого
В Большом театре прошла конференция по вопросам реконструкции и реставрации основного (исторического) здания Большого театра России. Организаторами выступили ЮНЕСКО, Большой театр и Министерство культуры РФ. В своем вступительном слове генеральный директор Большого театра А.Г.Иксанов подчеркнул, что на «данном этапе нам очень важен международный опыт и практика в области реконструкции и реставрации исторических театров – зданий, которые имеют архитектурную ценность и в то же время должны отвечать требованиям современного оперного и балетного искусства».
На конференции собрались специалисты из Германии, Швеции, Франции, Бельгии, Италии, Великобритании. Российская сторона представлена такими организациями как Министерство культуры, Курортпроект, Реставратор М, Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ЦНРПМ). 
Главной темой обсуждения международных экспертов стала попытка найти оптимальный баланс между задачами реконструкции и реставрации

«Пермский дивертисмент» 
В Перми остоялся Областной фестиваль-конкурс любительских коллективов классического танца «Пермский дивертисмент». В преддверии Всероссийского конкурса, который, как предполагается, также пройдет в Перми в 2004 году, Областной дворец культуры провел своеобразный отборочный тур-смотр областных любительских коллективов классического танца.
В номинации «Классический танец» среди детских коллективов звание лауреата как лучшему жюри присудило народному театру балета «Дивертисмент» Дворца культуры имени С.М.Кирова из Перми (руководитель Галина Яшманова). В номинации «Современный танец на основе классического танца» бесспорным лидером и, соответственно, лауреатом стал Детский образцовый театр балета «Рябинка» из Горнозаводска (руководитель Светлана Латанова).

Кто есть кто
Борис Эйфман принял приглашение поставить в США балет памяти Джорджа Баланчина. С таким предложением обратилось к петербургскому хореографу руководство труппы «Нью-Йорк Сити Балле», с которой многие годы сотрудничал Баланчин. В январе будущего года мир отпразднует 100-летие со дня его рождения.
«Джордж Баланчин сказал новое слово в истории хореографии XX века, и для меня большая честь и большая ответственность поставить балет, достойный его памяти», – сказал Борис Эйфман. Недавно Театр Эйфмана вернулся из-за океана, показав там мировую премьеру балета-мюзикла «Кто есть кто». Главные герои спектакля – два питерских танцовщика, которые начинали в Мариинском театре, а в 20-е годы эмигрировали в Америку. Один сделал там блестящую карьеру, создал собственную труппу, а у другого жизнь на чужбине не сложилась.
В новом балете хореограф обратился к сложной теме, показав, что приобрел мир благодаря русской эмиграции. В одном из героев зрители готовы узнать великого Баланчина, который в Петрограде был артистом по имени Георгий Баланчивадзе.

«В 6 часов вечера после войны» 
Борису Ротбергу – неутомимому директору Омского государственного музыкального театра пришла в голову идея поставить ко Дню Победы спектакль по киносценарию В. Гусева «В шесть часов вечера после войны» и посвятить его 90-летию выдающегося композитора Тихона Хренникова. На постановку пригласили известных профессионалов из Москвы и Санкт-Петербурга: либреттистов Р.Сац и В.Рябова (он же – режиссер спектакля), художника Н.Хренникову, хореографа О.Игнатьева. Музыкальное руководство осуществлял главный дирижер театра Э. Розен.
Создатели включили в спектакль нестареющие мелодии Хренникова разных лет: «Колыбельная Светланы» и сцена боя из «Гусарской баллады», песни из фильмов «Свинарка и пастух» и «Поезд идет на Восток». Получилось не попурри, а стройная драматургически партитура.

«Сильвия» в Эрмитажном театре
Новую жизнь в сценическую историю балета «Сильвия» на музыку Лео Делиба вдохнул Георгий Алексидзе. Он заново сочинил эту старую балетную историю специально для воспитанников Академии русского балета имени А.Я.Вагановой. Премьера прошла на сцене Эрмитажного театра, на месте которого раньше стоял Зимний дворец Петра Первого, где 265 лет назад Жан-Батист Ланде открыл первую русскую танцевальную школу – ныне Академию имени Вагановой.
История «Сильвии» в России началась в 1901 году, когда балет впервые был показан в Мариинском театре в хореографии Льва Иванова и Павла Гердта при участии Ольги Преображенский и Анны Павловой. Постановке предшествовал скандал, в результате которого Дирекция императорских театров уволила с государственной службы юного Сергея Дягилева. Он ратовал за реформирование казенных театров. И первым шагом в этих планах была постановка «Сильвии» в сценографии Александра Бенуа и хореографии Сергея и Николая Легатов. Этим планам не суждено было сбыться. И задник, выполненный по эскизу Бенуа, впервые воссоздан для нынешней премьеры.
Георгий Алексидзе в 1982 году уже ставил трехактную «Сильвию» в Пермском театре оперы и балета. Новый балет, состоящий из двух картин, более компактен, но сохраняет без изменений сюжетную основу.

главная