Разделы:
Адрес редакции:
129110, Москва, Проспект Мира, дом52/1. 
Тел./факс: (095) 688-2401 
Тел.: (095) 684-3351
This site best viewed with I.E. 5.0 or higher, 1024/768 resolution.
(C) Copyright by Ballet Magazine, 2000. 
Design by L.i.D.

 Линия - 2005
 ЛИНИЯ. Журнал «БАЛЕТ» в газетном формате.
№2 /2005
Январь
Январь не был богат ни на премьеры, ни на гастроли, зато оказался удачным благодаря актерским вводам. И, надо думать, Галина Сергеевна Уланова, чей юбилей отмечался в январе, 8 числа (и что, разумеется, стало событием), порадовалась бы за успехи как московских, так и петербургских артистов. По ТВ показали об Улановой два фильма: "Уланова - навсегда" (канал "Культура") и "Личная жизнь Галины Улановой" (ОРТ). В первом повествуется об Улановой-мифе, и нам представляют ее как балерину, живущую в специфически балетной оболочке, которую она приняла. Во втором предпочитают раскрыть личность без прикрас, неординарную и сложную, с запутанной личной судьбой и драматической линией жизни. В обеих картинах попытались дать портрет Улановой - такой, какой она была, и зритель может выбрать, что ему ближе: завуалированный образ или же несгибаемый женский характер. Большой посвятил Улановой в тот день "Баядерку".
 

Московскими вечерами
В первые дни нового года состоялся долгожданный дебют Марии Аллаш в "Баядерке". По статусу Аллаш - не прима-балерина, но ведет балеринский репертуар. В ее послужном списке не хватало только "Баядерки", и, может быть, еще пары больших спектаклей. На ввод в праздничные дни собралась вся Москва, чего в Большом не было давно. Еще бы, впервые за много лет новая Никия! Бесспорными от начала до конца были "Тени", где проявился балеринский масштаб Аллаш и где она продемонстрировала чистейший танец. Внешне похожая на женщину-вамп, Аллаш наиболее интересна в "белых" балетах и в "белых" картинах больших балетов: в лебединых сценах "Лебединого озера", в "Раймонде". А в страстных эпизодах от нее исходит холод - то ли это форма самозащиты, то ли игра контрастами. В любовном драмбалетном дуэте первого акта балерина неспешно смаковала восточные позы, детально выверяла положения всех линий и их изгибов, и все же самодостаточности здесь было больше, чем увлеченности Солором. Это, судя по многим ролям, и есть ее отличительная особенность. В январе у Аллаш состоялся ее один балеринский дебют - Ипполита/Титания, главная партия в "Сне в летнюю ночь" Ноймайера.
В январской серии премьер "Сна" запомнились и другие работы. Прежде всего, пара Екатерина Шипулина - Андрей Уваров, комичные Гермия и Лизандр. Они на редкость рьяно включились в игру, присвоив ей качества стиля, что, к сожалению, не часто бывает на подмостках Большого. Нельзя сказать, что Шипулина и Уваров захотели сменить амплуа, просто им самим было весело и интересно. Зритель, соответственно, это почувствовал и оценил. Дмитрий Белоголовцев, Денис Медведев, Руслан Скворцов - каждый обрел себя в новом балете.
Андрея Уварова выделю отдельно. В Доме кино в те же январские дни в рамках открытия выставки "Отражения" (балет в живописи) состоялась премьера фильма "Солист", снятого известным документалистом Тофиком Шахвердиевым. Название фильма ни к чему не обязывает, однако, в нем и есть суть: принадлежность театральному миру и - отделенность от него. Уваров таков и есть: без пафоса танцует, без аффектации держится на сцене, охраняет (в буквальном смысле) классический репертуар, соизмеряет себя с премьерными новинками, достойно говорит и не торопится выворачивать все наружу. Режиссер уловил эту черту Андрея, и намеренно дистанцировал жизнь реального танцовщика от мифологического представления о судьбе артиста. "Солиста", одним словом.

В пути
Пока еще не солистка Нелли Кобахидзе заглавной партии в своем родном Большом выжидать не стала (третий сезон она исправно танцует вариации и соло в "Магриттомании"). Чтобы дебютировать в "Жизели", она направилась прямо в Уфу, благо на стороне вроде как легче пробовать свои силы. Партнером Кобахидзе оказался не местный самурай, а утонченный парижанин Карл Пакетт из Парижской Оперы (который через считанные дни выступил в "Ромео и Джульетте" в московском театре "Кремлевский балет"). "Дуэт сложился за три дня, такое редко бывает", - говорит сама Нелли. И действительно, пара получилась. Робость первого выступления не скрывалась, а играла "в плюс": на сюжет и на персонаж. Но и воли Нелли не занимать - оба эти качества хорошо сошлись у нее в Жизели.
Еще одна молодая танцовщица Большого обратила на себя внимание в январе. Изысканных сценических манер Анастасия Куркова показалась сразу в нескольких афишных партиях: во Французской кукле из "Щелкунчика", в вариации из па д'аксьона "Дочери фараона" и в малой четверке гран па "Баядерки". Казалось бы, обычный путь рядовой танцовщицы на третьем
году службы, но тут не рядовая танцовщица, а чересчур, не по-московски деликатная подрастающая балерина.

В Петербурге

Свой девятый сезон мариинская прима Дарья Павленко обновила новой партией - Манон. Кто знает эту балерину, легко представит ее капризной, влюбленной, требовательной, скучающей альковной бестией. Лукавство так и сидит в ней. Ее позы и притягательны, и обманчивы - истинная Манон. Другую Манон Мариинка выпустила через десять дней. Крепкая солистка Екатерина Ткаченко танцует пятый сезон. Она часто появлялась во второй женской партии балета - в роли содержательницы салона, теперь же уступила прежнее место другой.
Был и бенефис - забытое событие балетного мира. Диана Вишнева решила отметить десять лет службы в театре - перед своей публикой. Востребованная во всем мире - коронный "Дон Кихот" в Париже, "Баядерка" и "Лебединое озеро" в Берлине, "Манон" в Мюнхене, "Спящая красавица" в Риме, "Джульетта" в Нью-Йорке, - в Петербурге она выбрала "Жизель", особенно дорогую ей в последнее время. Вишнева появляется в ней черноволосой земной вакханкой, которая задыхается в могильной пустоте. Эта Жизель словно прорывает пелену гибельного забвения (читай - женского одиночества) и из молитвенной тени превращается в оргиастическии силуэт. Почти как в жизни, когда Вишневой до сих пор приходится доказывать широту своего амплуа, границы своего безграничного диапазона.

Варвара Вязовкина
Добрый град на марийской земле.
Представьте фрагмент фильма: по длинной лестнице спускаются дети, чьи таланты уже отмечены почетными грамотами и наградами. Сначала идут победители школьных олимпиад, за ними - танцовщики, музыканты, художники, спортсмены... Это финал документальной ленты об удивительной школе на окраине Йошкар-Олы. Даже не школы в привычном понимании, а детской вселенной, называемой Доброградом. Школьные коридоры превращены в улицы и проспекты, а рекреации и холлы - в площади. Названия придумывали сообща, всем детским миром, и получились: "Звонкая улица", "Проспект Вдохновения", "Площадь Встреч и расставаний". Школьная страна имеет свои конституцию и девиз: "Труд, талант, творчество!". На этой территории новичку сориентироваться
непросто: постройки соединены блоками в единое огромное здание со светлыми аудиториями, музыкальными, балетными классами, спортивными и актовым залами, бассейном, зимним садом, компьютерным центром, ателье и множеством мастерских.
В структуре школы, а сегодня она называется "Центр Образования № 18", несколько подразделений: школа раннего развития, общеобразовательная, музыкальная, художественная, балетная и спортивная школы, а также лечебно-восстановительный и производственный центры. Каждый ребенок, а их более полутора тысяч, занимается тем, к чему лежит его душа. Ребята не хотят покидать Доброград даже поздним вечером, что особенно поражает гостей, среди которых немало иностранцев (сюда любят наведываться специалисты из Великобритании и Дании, Франции, США и Германии).
Недавно ОЦ № 18 стал лидером в образовании, назван Серебряной школой России. Это - большая победа: в конкурсе принимали участие более 300 школ нашей страны из 80 регионов.
Йошкар-Олинская добилась признания в номинации "Школа успеха". Директор ОЦ кандидат педагогических наук, заслуженный работник образования республики Марий Эл Григорий Ефимович Пейсахович убежден, что успех - категория не умозрительная, а вполне конкретная, и складывается общий успех из успехов каждого. "Мы выбрали шесть систем, в которых любой ребенок, вне зависимости от талантов, подаренных Богом, найдет себя. Они лежат на поверхности: интеллектуальная и производственная деятельности, творческие виды деятельности (музыка, живопись, хореография или искусство танца) и спорт как вид деятельности. На каждую выстроили профессиональную структуру. Не кружковую работу и не поверхностный ликбез, а именно профессиональную структуру".
В школе искусств создано 17 детских коллективов, ряд которых известны по всей республике, России, а теперь и за рубежом: ансамбль народной песни и танца "Русские узоры", театр-студия "Мечта", хореографический ансамбль, ансамбль скрипачей, виолончелистов, баянистов, кукольный театр, фольклорный марийский ансамбль "Шонанпыл" - победители конкурсов и фестивалей. Неоднократно воспитанники становились лауреатами конкурса "Новые имена", были признаны программой "Одаренные дети России", многие стали артистами марийских театров.
Об этой школе хочется рассказывать и рассказывать, но ограничимся одним примером, доказывающим, как здесь ценят талант и уважают индивидуальность. Недавно в школу приехала одаренная девочка из Норильска, сейчас она учится на балетном отделении. В Северном регионе была отличницей, но в школе Йошкар-Олы требования оказались выше. Чтобы оградить ребенка от стресса, связанного со "съехавшими" отметками, учителя корректируют программные требования (специально для одного ученика!), давая возможность комфортно войти в новую среду. Педагоги уверены, что учителя не должны быть "зашорены" только на своем предмете, и талантливого ученика, который ежедневно по шесть часов занимается музыкой или репетирует и участвует в балетных спектаклях местного театра, следует оценивать индивидуально.
Первая неделя января была отмечена важным событием -школьный ансамбль песни и танца "Русские узоры" стал золотым лауреатом Всероссийского фольклорного конкурса-фестиваля, проходившего в городе Иваново, пополнив внушительную коллекцию наград и почетных грамот, которые ребята привозили из Оренбурга и Брянска, Самары и Петербурга, Финляндии и Венгрии.
Коллектив "Русские узоры" основан в 1990 году, а уже через четыре года ему было присвоено звание образцовый. В репертуаре - русские и марийские песни и танцы, обрядовые инсценировки, народные мелодии в современной обработке и в праздничном воплощении. Руководители и основоположники "Узоров" - Сергей и Ангелина Речкины. Сейчас они известные люди, заслуженные работники культуры республики Марий Эл, а пятнадцать лет назад создали ансамбль на базе одного класса
обычной школы и смогли увлечь ребят искусством. Сегодня, когда, кажется, все идет по "накатанной" колее, ученики стремятся попасть в коллектив, а репертуар широк и разнообразен, - самое время пожинать плоды заслуженного успеха. Но неутомимые руководители принадлежит к числу тех, для кого познание становится главным в искусстве, да и в педагогике. Сейчас они поставили себе жесткие условия: подготовить программу обучения на новом (открытом при их же участии и на базе "Русских узоров") фольклорном отделении. Рассказывает Ангелина Речкина: "Мы остро переживаем за судьбу марийского фольклора. Марийцы постепенно теряют не только необыкновенные образцы искусства, но и свой язык. В соседних республиках, Чувашии и Татарии, и в школе, и на улице можно услышать национальную речь. В Йошкар-Оле разговаривают по-русски и практически марийского языка не услышишь, потому что марийцы разбросаны по городам и весям и в основном проживают в районах или за пределами республики. Меня волнует вопрос сохранения национальной марийской культуры, ведь мы теряем свои истоки". Ангелина Сионьевна убеждена, что музыкальный и танцевальный фольклор следует постигать с раннего детства, только тогда он из опального культурного довеска для легкомысленной услады иностранных зрителей превратится в насущную необходимость. Современный контекст, включив в свою природу богатейшую историческую культуру, обретет новое качество. "Потому мы ("если не мы, то кто же?") изучаем музыкально-танцевальный фольклор и исполняем его образцы, иногда повторяем точно, а подчас и дополняем современными аранжировками и движениями. Мы всегда с детьми советуемся, и они сами решают, с какой программой выступать: русской или марийской, но последнее время участники чаще склоняются к марийской. Сами шьем костюмы, сами вышиваем народные орнаменты, сами реставрируем музыкальные инструменты". Школьный ансамбль постоянно обновляется, самому маленькому участнику - 7 лет, а в 17, оканчивая школу, воспитанники "отправляются" во взрослую жизнь, но постоянно в коллективе занимаются не менее 80 детей и подростков.
А зрители в Иваново возгласами "Браво!" встречали все марийские номера. "Занять первое место было, конечно, очень приятно, но особенную гордость почувствовал каждый, когда мы узнали, что нам доверили право закрывать конкурс. Мы танцевали на церемонии закрытия, а в небо взлетали салют и фейерверки. Здорово было!", - так рассказывают участники.
Д.Г.
Зимние вечера
Е жегодный оперно-балетный   фестиваль "Зимние вечера", который  проходит на сцене Марийского театра оперы и балета имени Эрика Сапаева, в январе вновь принимал гостей на девятый по счету праздник искусств в преддверии инаугурации президента республики Марий Эл Леонида Маркелова.
Признанный театральный лидер -художественный руководитель театра Константин Иванов, ведущий солист Большого театра, несколько лет назад согласился возглавить марийский балет, а затем и театр в целом. Фестиваль "Зимние вечера" ~ его первая премьера в новом качестве. Драматургия феста задана   десятилетие назад и остается неизменной:  спектакли,  тщательно  отрепетированные,  а зачастую и обновленные, украшают приглашенные
солисты. В нынешнем году среди гостей     солисты Большого театра Марк Перетокин, 
Морихиро Ивата и Елена Андриенко, которая в дуэте с солистом местной труппы Дмитрием Марасановым танцевала "Щелкунчик"; Елена   Князькова, выступившая с Константином Ивановым в "Лебедином озере"; Лилия Мусаварова и Айдар Ахметов; Людмила Догсомова из "Классического балета"; Светлана Кувшинова и Александр Бабенко из "Национального русского балета"; прима-балерина Чувашии Татьяна Альпидовская.
Соб.корр.
Х, московский
В преддверии десятого, юбилейного, московского
Международного конкурса артистов балета
и хореографов, который пройдет с 20 по 30 июня
2005 года на Новой и основной сценах Большого театра,
в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии
прошла первая пресс-конференция.
  Ее участниками стали члены оргкомитета и жюри    конкурса     -     художественный     руководитель,. председатель жюри конкурса Юрий Григорович;председатель оргкомитета, художественный руководитель театра "Кремлевский балет" Андрей Петров; руководительпресс-центра конкурса, главный редактор журнала "Балет" Валерия Уральская; член оргкомитета, художественный руководитель Московского государственного театра "Русский балет" Вячеслав Гордеев и др. Обсуждались только общие организационные вопросы, так как многие существенные проблемы пока находятся в процессе разработки.
Так, до сих пор вносятся изменения в состав членов жюри,  не говоря уже об именах звезд, чьи выступления на гала-концерте всегда с особым нетерпением ожидает зритель. Среди членов жюри этого года такие выдающиеся деятели русской и зарубежной хореографии, как Наталья Бессмертнова, Наталья Макарова, Алтынай Асылмуратова, Михаил Лавровский, Валентин Елизарьев - во главе с бессменным председателем Юрием Николаевичем Григоровичем.
Как сообщил Генеральный директор конкурса Николай Бутов, на сегодняшний день в оргкомитет конкурса уже поступило 109 заявок от исполнителей и 10 от хореографов, среди которых представители не только России, но и Белоруссии, Украины, Казахстана, Молдовы, Японии и других стран дальнего зарубежья. Лауреаты российских и зарубежных балетных конкурсов, таких, как конкурс Сержа Лифаря, Международный балетный конкурс в Варне и т.п., освобождаются от предварительного отбора для участия в московском конкурсе.
На вопрос о том, будет ли утверждена единая редакция исполняемых конкурсантами вариаций, Ю.Н.Григорович ответил отрицательно, объяснив это не только техническими сложностями распространения видеоматериала среди участников, но и спецификой хореографического текста, который на протяжении истории претерпевает значительные изменения.
Новшествами конкурса является включение в программу двух современных номеров, исполняемых и на первом, и на втором туре, а также в этом году участникам дана возможность обогатить и украсить репертуарную палитру конкурса за счет постановок, ставших балетной классикой XX века.
В ходе пресс-конференции также обсуждалась проблема наличия в программе конкурса теоретических конференций и 'круглых столов для специалистов, историков и критиков балетного театра. На сегодняшний день утверждены две темы для обсуждения: одна встреча будет посвящена роли классического балета и театрального спектакля в XXI веке, вторая - проблеме переквалификации балетных артистов.
Ответы на другие вопросы, волнующие журналистов и любителей балета (в частности, касающиеся цен на билеты), будут даны на второй, апрельской, пресс-конференции.
Юлия Стрижекурова,  Ольга Шкарпеткина
Необычайные приключения испанцев в России
В Ростовском музыкальном театре солисты национального балета Кубы станцевали премьеру балета "Дон Кихот".
Ровно год назад, в январе, "Линия"  писала о премьере "Лебединого озера" в Ростовском государственном музыкальном театре. Премьера этого сезона опять подоспела к рождественским праздникам. На сей раз это балет не менее любимый публикой - "Дон Кихот" Л.Минкуса в новой хореографической редакции народного артиста России Алексея Фадеечева и сценографии заслуженного художника России Вячеслава Окунева (он же художник по костюмам и свету), за дирижерским пультом -музыкальный руководитель театра, заслуженный деятель искусств России Александр Анисимов. Настоящим событием стало то, что два первых "премьерных" показа танцевали испанские артисты - премьеры Национального балета Кубы Лаура Ормигон и Оскар Торрадо. Так что ростовские зрители смогли увидеть самых настоящих Китри и Базиля и на миг из холодной слякотной России окунуться в знойное тепло испанского солнца.

Выпускники Королевской школы танца в Мадриде (Real Escuela Superior de Arte Dramatico у Danza de Madrid), Лаура Ормигон и Оскар Торрадо продолжили свое обучение в мадридском Университете на Кафедре танца Алисии Алонсо (Catedra de Danza Alicia Alonso de la Universidad Complutense de Madrid) и вот уже в течение девяти лет работают в Национальном балете Кубы. При содействии Алисии Алонсо в труппу они вошли сначала в качестве приглашенных артистов, а через год стали ее премьерами и сегодня танцуют почти весь классический репертуар. Приехать в Ростов было для них большой неожиданностью, но по счастливой случайности планы театра и артистов совпали: в театре спектакль как раз готовился, а для испанцев был знаковым, поскольку в следующем году исполняется четыреста лет со дня выхода книги Сервантеса, и в Испании намечается большое празднование этого события.
- Что стало главным при представлении русской публике своей интерпретации характеров героев? На что в первую очередь хотелось обратить внимание зрителя?
О.Т.: Мы - испанцы, и мы хотели рассказать кое-что о нашем испанском характере, ведь нам хорошо известно, что в России оченьлюбят испанский темперамент, поскольку почти в каждом вашем классическом балете присутствуют испанские танцы. По этой причине мы хотели привнести в спектакль что-то от нашей культуры, и в "Дон Кихоте" это сделать через позиции рук, кистей, плеч, обращение с кастаньетами, потому что ваши испанские танцы несколько отличаются от настоящих испанских, и мы хотели показать эти различия.
Л.О.: В вариации первого действия Китри танцует с кастаньетами. Не знаю, как делали это русские, но испанцы знают, как обращаться с кастаньетами, и я исполняю это одна, без помощи оркестра. Что же касается характеров, думаю, что основным в этом балете стало отношение между Китри и Базилем, свежесть Китри, ее желание танцевать, веселиться. Перед премьерой А.Фадеечев нам сказал: "Не волнуйтесь, вам нужно просто передать то чувство, которое возникает у вас в танце". Нам было очень комфортно в "Дон Кихоте", и все, что мы чувствовали, мы старались донести до публики.
Классический балет любим и уважаем в Испании, но, к сожалению, здесь существуют свои проблемы. "Прежде чем уехать на Кубу, - рассказывает Оскар, - я три года танцевал классический репертуар в Национальном балете Испании (National Dance Company). Когда директором компании стал Начо Дуато, он поменял ее направление, и теперь она занимается в основном современной хореографией. В настоящий моменте Испании нет труппы классического балета, по этой причине все испанские классические танцовщики вынуждены были уехать. У нас очень хорошая национальная школа, но проблема в том, что тот, кто ее заканчивает, просто не имеет возможности заработать исполнением именно классического репертуара... Поэтому нам приходится бороться, ведь мы хотим, чтобы классический балет был представлен в нашей стране, потому что испанская публика его очень любит. Правительство Испании думает, что классический танец не интересен: музыка - да, опера - да, но не балет, потому что это дорогое удовольствие. Наше правительство поддерживает современный танец, потому что он намного дешевле, и по этой причине у нас очень много небольших групп современного танца".
- Неужели самим никогда не хотелось станцевать
современную хореографию?
Л.О.: Да, хотелось бы, но мы думаем, что у нас есть ответственность перед классическим балетом.
О.Т.: Я танцевал современную хореографию в течение двух с половиной лет, мне это нравилось, но в данный момент мне хочется исполнять классические партии. Профессиональный танцовщик должен танцевать все, это хорошо для танцора, но мы говорим о том, что для нас основное - это все-таки классический балет.
Не возникло ли желание повторить ростовский опыт, но уже на московской сцене?
Для нас танцевать в Москве - это счастье, ведь Москва - Дом балета. Наша мечта - станцевать целиком "Спящую красавицу" или "Баядерку"... Но в Москве мы готовы танцевать
все что угодно!
Беседовала  Ольга  Шкарпеткина
Валентина Данилович:
Все оказалось похожим на сказку...
Беседа Игоря Казенина с первой исполнительницей партии Снегурочки в балете В.Бурмейстера "Снегурочка"   Валентиной Данилович.
Можно только удивляться прекрасной судьбе этого спектакля-долгожителя, премьера которого состоялась в Музыкальном театре имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в 1963 году. Речь идет о балете Владимира Павловича Бурмейстера "Снегурочка". Со дня премьеры спектакль был показан более 700 (!) раз. И уж обязательно "Снегурочку" играют в весенние каникулы. Зал по-прежнему полон. В спектакль входят новые исполнители. Два года назад театр обновил декорации и костюмы. "Снегурочку" вывозят на гастроли
В. ДАНИЛОВИЧ: Недавно была на "Снегурочке" -оказывается, все помню! Все движения. Как только заиграл оркестр, я закрыла глаза и "увидела" наш спектакль.
И. КАЗЕНИН: Но сначала, Валя, представьтесь читателям. Как началась Ваша актерская карьера, как оказались Вы в Музыкальном театре...
В. ДАНИЛОВИЧ: Все получилось очень необычно, как в сказке. Правда, волшебницы-феи не было, но Господь Бог мне помогал. Еще девочкой, во время учебы в Ленинградском хореографическом училище, я на зимние каникулы с подругой приехала в Москву. Конечно, мы пошли на балетные спектакли в Большой театр и в Театр имени Станиславского. Так вот, в зале Театра Станиславского я обратила внимание на высокого импозантного мужчину. Он принадлежал явно творческой профессии. Я почему-то подумала, что он - кинорежиссер. Показалось, что этот мужчина на нас тоже посмотрел, конечно, наша балетная походка говорила, что мы будущие балерины. И вот смотрим балет "Штраусиана". Сказать, что я в восторге - значит, ничего не сказать. Я просто заболела этим балетом и Музыкальным театром. Тогда я впервые узнала имя постановщика "Штраусианы", руководителя балетной труппы Музыкального театра Владимира Бурмейстера. Я согласна была танцевать здесь просто в кордебалете. Ведь балетмейстер так поставил спектакль, что все были видны, заметны. Меня увлекло то, что артисты не просто танцевали, а жили в образах, в предлагаемых обстоятельствах. Они были потрясающими драматическими актерами!
И. КАЗЕНИН: И Ваша дальнейшая творческая судьба была определена?
В. ДАНИЛОВИЧ: Увы! Все не так просто. Когда я заканчивала училище, из Москвы пришло письмо, что необходимо наших выпускников направить в Новосибирск. И вот я приезжаю в Сибирь, начинаю работать и... то и дело слышу такие слова: "Валентина, тебе надо ехать
за рубеж и в города России. Всюду успех, всюду зрители удивляются, когда узнают, что постановке уже более сорока лет. В чем секрет успеха балета? Как рождалась постановка? Обо всем этом лучше других может рассказать первая исполнительница роли Снегурочки Валентина Данилович.
Как только я заговорил о "Снегурочке" с Валентиной (у артистов балета давняя традиция: несмотря на возраст, они любят, когда их называют по имени), у нее буквально загорелись глаза! Чувствуется, что с этим спектаклем связаны дорогие воспоминания.
в Москву, в Музыкальный театр, у тебя чувствуется большое актерское начало".
Что же, еду в Москву. Иду в Музыкальный театр. Узнаю, как мне показаться главному балетмейстеру. И... вижу того самого человека, которого заметила на "Штраусиане". Это сам Владимир Павлович Бурмейстер! Он очень по-доброму меня встретил и предложил работать в театре. На прощание спросил: "А Вам есть, где жить в Москве?" Я, не долго думая, бухнула: "Есть!"
Подумала, что буду снимать жилье. На следующий день пошла искать квартиру, или комнату. Ничего подходящего не нашла. Да и деньги кончились, а в Новосибирске меня ищут, я там уже много танцевала. Ну, думаю, прощай мечта! Назад, в Новосибирск!
Прошел год. Я уже была замужем за балетным артистом Эдуардом Перкуном. Вместе нас приглашают в ГДР, где организовывается театр для частей Советской Армии, которые служат в Германии. Приехали мы с Эдиком в Москву, идем за документами. И, как снег на голову: затея с новым театром в ГДР
лопнула. Что делать? Тогда говорю Эдику? "Пойдем в Музыкальный театр!" Бурмейстер меня сразу узнал, поинтересовался, куда я пропала. Я все честно рассказала. Мы с Перкуном показались и нас взяли. Так мечта сбылась, я стала артисткой балета Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Стала самой счастливой актрисой на свете и никогда не пожалела, что пришла в этот театр.
И. КАЗЕНИН: А как сложился Ваш "роман" со Снегурочкой?
Снегурочка - Н.Лядовская, Мизгирь - Дм.Забабурин
В. ДАНИЛОВИЧ: Это тоже необычная история. Дело в том, что сначала меня не назначили на роль. А Перкун с первых же репетиций готовил главную мужскую партию - Мизгиря. Я, конечно же, сидела на репетициях в зале. Как-то репетиция начинается, а ни одной исполнительницы Снегурочки нет, все заболели. Выходит помреж и только разводит руками. Тогда Владимир Павлович смотрит в зал... Видит меня и так запросто говорит: "Валя, идите переоденьтесь и выходите на сцену".
Что со мной творилось - трудно передать! Дело в том, что с первых репетиций я чувствовала, что это моя роль.
Владимир Павлович как раз ставил "Колыбельную". Это одна из самых поэтичных сцен "Снегурочки". Здесь столько чистоты, целомудрия. Роль как-то сразу пошла. Во всяком случае, на следующий день я увидела, что выписана на репетиции в расписании.
И. КАЗЕНИН: Как известно, у Петра Ильича Чайковского нет балета "Снегурочка". Как возникла партитура балета? Помогла ли Вам музыка в создании образа?
В. ДАНИЛОВИЧ: Не все знают, что мать Владимира Павловича
Бурмейстера, в девичестве - Наталия Андреевна Чайковская, приходилась двоюродной племянницей великому композитору. В семье Бурмейстеров боготворили музыку Чайковского. Сам Владимир Павлович был удивительно музыкальным человеком. Неудивительно, что под руководством Бурмейстера сложилась удивительно стройная, полная настоящей музыкальной драматургии партитура "Снегурочки". Музыка очень помогала мне и всем артистам. Как всегда у Бурмейстера, мы танцевали не под музыку, а под ее "внутреннее содержание". Мне кажется, в "Снегурочке" танец настолько слит воедино с мелодиями Чайковского, что нам оставалось лишь "петь" движения танцем.
И. КАЗЕНИН: Как прошла премьера?
В. ДАНИЛОВИЧ: Владимира Павловича Бурмейстера очень любила театральная Москва. В зале было много артистов балета Большого театра. Пришли известные артисты и режиссеры из драматических театров. Были писатели. Интересно, что одним из первых отзывов в прессе стала восторженная статья замечательного писателя Владимира Солоухина.
И. КАЗЕНИН: Недавно Музыкальный театр обновил оформление "Снегурочки". Его автором является художник Владимир Арефьев. Какое на Вас произвела впечатление обновленная "Снегурочка"?
В.ДАНИЛОВИЧ: Особенно мне понравилась декорация первого действия - зимнего леса. Просто замечательно, столько красоты, сделано с таким вкусом!
И.КАЗЕНИН: Что бы Вы посоветовали сегодняшним исполнителям?
В.ДАНИЛОВИЧ: Прекрасно, что педагогами-репетиторами в Музыкальном театре сейчас работают ученики Бурмейстера. Они отлично знают требования своего наставника. В театре чувствуется преемственность поколений. "Снегурочку" ведет Вадим Сергеевич Тедеев, который "от" и "до" знает спектакль. А вот артисткам, танцующим Снегурочку, я бы посоветовала быть более трепетными и нигде не опускаться с пуантов. Бурмейстер говорил, Снегурочка тем и отличается от обычных крестьянских девушек, которых она встретила, что все время находится в поиске своей мечты и как бы тянется к людям, к солнцу, которое и принесет ей смерть.
И.КАЗЕНИН: Вы дали жизнь Снегурочке, думали ли Вы, что спектакль будет жить так долго?
В.ДАНИЛОВИЧ: Не думала тогда сколько лет сохранится в репертуаре "Снегурочка", но была уверена, что родился замечательный спектакль. Владимир Павлович удивительно совместил в своей постановке сказку и вполне жизненный любовный треугольник Снегурочки, Купавы и Мизгиря.
И.КАЗЕНИН: Поэтому балет с одинаковым интересом смотрят взрослые и дети. Дети видят сказку, а взрослые драму любви.
В.ДАНИЛОВИЧ: Конечно, и в этом тоже причина долголетия постановки.
И. КАЗЕНИН: И еще. Это - удивительно русский балет, ведь в его основе русская народная сказка и русская музыка.
В. ДАНИЛОВИЧ: Бурмейстер великолепно использует элементы русской народной пляски. Вспомните танец скоморохов.
И. КАЗЕНИН: А как сложилась дальнейшая судьба первой Снегурочки?
В. ДАНИЛОВИЧ: После того, как я ушла из театра на пенсию, стала заниматься педагогикой. Мои ученики успешно танцуют. Конечно, я им много рассказываю в Бурмейстере, о Снегурочке. Учу их танцевать душой, с чувством. Мне кажется, они меня понимают.
И. КАЗЕНИН: А какое увлечение у первой Снегурочки?
В. ДАНИЛОВИЧ: Я очень увлекаюсь садом, провожу там все лето. А осенью спешу к ученикам.
И. КАЗЕНИН: Спасибо Вам за беседу. И пусть воспоминания о любимой роли всегда согревает Вам душу и сердце.

Наталья Сомова 
В музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко не устают радоваться успехам молодой балерины Натальи Сомовой. Сбежавшая в столицу из Краснодарского театра, где она могла выдвинуться только в репертуаре Юрия Григоровича, Сомова успела стать звездой на западных гастролей московского театра. После Одетты-Одиллии в ноябре она дебютировала в роли Китри (спектакль прошел на Новой сцене Большого театра).
Изголодавшаяся по хорошей сцене труппа очень серьезно подготовилась к этому спектаклю, кроме дебюта дирижера (даровитый маэстро Ара Карапетян) и главной героини, в балет влились еще четверо новых исполнителей. Среди новичков есть старые знакомые. Ученик Александра Бондаренко Сергей Теплов здесь впервые станцевал Эспаду. Со времени московского конкурса 2001 года он успел поработать в театре "Кремлевский балет" и закрепиться в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Сегодня Теплов выходит в Эспаде ("Дон Кихот"), а фирменные приемы от Бондаренко видны в его танце невооруженным глазом. Его Эспада танцует на "своей волне", игровая сторона намеренно нивелируется, усиливается лирическая линия. Эспада Теплова соревнуется в ловкости не с Уличной танцовщицей, как то принято обычно, но с самим Базилем -соревнуется за интерес к собственной персоне со стороны зрительного зала и, пожалуй, побеждает.
Молодые танцовщицы Наталья Кремень и Ольга Сизых первый раз танцевали подруг Китри. Особенно выделилась миловидная Кремень, ловко одолевшая по-современному суперскоростные темпы Ара Карапетяна.
Что касается главной дебютантки, то она скорее понравилась, хотя ей предстоит еще и отработать, и пороскошнее обставить свои выходы. Первый раз в жизни я видела Китри, которая в порыве танца забывала подлить позу, поиграть веером, стрельнуть глазами в зал. Наталья Сомова решила выделиться в густонаселенной севильской площади высотой прыжка, чистейшими комбинациями pas и лучезарной улыбкой. Если бы не общие стереотипы восприятия, то вполне можно принять и такую Китри. Причем чем дольше ее Китри танцует на одном пространстве, тем раскованнее становится ее игра. Любопытно наблюдать, каким образом такая молодая девочка демонстрирует высвобождение через стихию танца. Танцовщица знает толк в балетных трюках, но очень по-своему делает акцент на препарасьонах и гарантирует тем самым непредсказуемый результат.
Для 19-ти лет Сомова очень рисковая, но ее азарт похвален. По темпераменту Сомовой подходят более лирические роли (не случайно ее отметили в Одетте), очень бы хотелось вскоре увидеть ее Аврору.

Екатерина Беляева

Карл Пакетт
Если искать среди ведущих молодых танцовщиков Франции кандидатов на роли любимых в России мушкетеров Александра Дюма, большинство из них подойдут для образов пылкого д'Артаньяна и рафинированного Арамиса. А вот на роль мужественного Атоса смогут претендовать немногие. И, скорее всего, победителем окажется солист балета парижской Опера Карл Пакетт.
Заговорить о нем публику и критиков побудил в прошлом сезоне Юрий Григорович. Возобновив в парижской Опера свой балет "Иван Грозный", Григорович открыл Пакетта искушенным европейским любителям танца, поручив ему роль князя Курбского. Впрочем, для молодого артиста театр Григоровича тоже оказался открытием, настолько увлекательным, что пару месяцев спустя Пакетт отправился в Уфу исполнять принца Зигфрида в его "Лебедином озере". В начале 2005 года, едва встретив новый год, танцовщик предпринял новое российское турне. В Уфе он исполнил Щелкунчика-принца и Альберта в "Жизели" в постановках Григоровича, азавершил поездку дебютом в его же "Ромео и Джульетте" на сцене Государственного Кремлевского дворца.Монументальный, с суровым нордическим лицом, Пакетт казался викингом из северных стран или потомком легендарных великанов из древних французских легенд.Его танец излучал энергию и мощь, позы и жесты напоминали о скульптурах, вылепленных Роденом.
Почему для своего московского дебюта Вы выбрали "Ромео и Джульетту"?
Было интересно выступить в постановке ЮрияГригоровича, той самой, которую в середине 70-х он ставил в Париже. Знаю, что в советские времена Парижская опера и Большой театр очень дружили, у нас об этом вспоминают с огромным уважением. В свое время Григорович открыл нашей публике балерин Доминик Кальфуни и Элизабет Платель, танцовщиков Жана Гизерикса, Николя Ле Риша, который стал первым иностранцем, исполнившим на сцене Большого театра знаменитого Спартака. Да и другие французские артисты часто приезжали в Москву. Для меня честь продолжить эту традицию, тем более что я тоже обязан Григоровичу. Прошлой зимой, осуществляя в Париже постановку "Ивана Грозного", он поручил мне роль князя Курбского. После этой работы ко мне стали относиться гораздо серьезнее, я получил ряд новых ведущих партий, новые перспективы, интересные гастроли.
Чем Вам так понравились балеты Григоровича, что
вы поехали их танцевать далеко от Москвы, в Уфу?
Тем, что это не набор танцев, а цельные спектакли, где
можно создать серьезные роли. Мы привыкли к
постановкам Рудольфа Нуриева, который ставил танцы для
себя. А Григорович их ставит для всех. Он характеризует
танцем персонажей, а не того или иного исполнителя.
Курбский, например, очень увлекает не только
танцевальным материалом, но и драматургией отношений с
другими персонажами. Чтобы понять и правильно передать
его поведение, нужно почувствовать себя немного Иваном,
немного - боярином заговорщиком, то есть ощутить
спектакль в целом. Григорович - мощная личность,
способная преобразить артиста. Контакт с ним во время
репетиций дал мне возможность лучше понять власть и
энергию танцовщика, которая присутствует в его
хореографии. Думаю, что именно этого сейчас недостает
французскому балету.
Конечно, трудностей много, хореография Григоровича сильно отличается от французской школы и современного европейского танца. У него жесткие требования, но внутри этих рамок есть большое пространство для свободного творчества артистов разных амплуа. Мне больше всего
нравится, что здесь очень развиты главные лирические мужские партии. В прошлом сезоне я с удовольствием танцевал в Уфе Зигфрида в его "Лебедином озере". В большинстве версий этого балета главным персонажем остается Одетта-Одиллия, а Григорович помещает в центр действия Зигфрида, чего до него никто не делал.
Только что, сразу после нового года, я опять был в Уфе: танцевал "Жизель" с молодой балериной Большого Нелли Кобахидзе и "Щелкунчика" Григоровича с уфимской балериной Гюзель Сулейменовой.
Какие у Вас впечатления от работы в Уфе?
Ошеломляющие. У нас об этом городе были самые
смутные представления как о родине Нуриева (хотя
родился-то он в поезде, а в Уфе вырос и начал учиться
танцу). Но когда я приехал, увидел четкую организацию,
прекрасную труппу, сильных солистов. И это неудивительно,
ведь в их школе работают педагоги, учившиеся в Петербурге. Моей Одеттой-Одиллией была великолепная
балерина Елена Фомина, выученная в Вагановской
академии, у нее интересная самостоятельная трактовка
партии. А Злым Гением - Денис Зайнтдинов, очень
артистичный танцовщик с фантастическим прыжком.
Сулейменова - великолепная Маша в "Щелкунчике". У
Григоровича это виртуозная партия, но Гюзель танцует ее
легко и артистично. В "Жизели" артисты точно передают
стилистику романтичного танца. В этом спектакле
дебютировал не только я, но и молодая балерина Большого
Нелли Кобахидзе, поэтичная и аристократичная. Она
предстала трогательной Жизелью.
Что Вы танцуете в Париже и что вам больше
нравится - классика или современный танец?
В Париже кроме нуриевских версий классики идут
постановки и Бежара, и Ролана Пети, и даже спектакли,
основанные не только на танце, как, например, у Матса Эка
и Пины Бауш. Мы вынуждены танцевать все, нам не
предоставлена возможность выбора. Вот пару лет назад к
нам перенесли "Весну священную" Пины Бауш, засыпали
сцену мокрой землей - ничего не поделаешь, пришлось в
ней барахтаться. Мне больше нравятся постановки, где в
танце выражено эмоциональное состояние персонажа и
развитие его личности. Это труднее поставить и исполнить,
чем выдумать необычные движения. Что касается
современного танца, во Франции его много просто потому,
что в него вкладывается много средств. На самом деле
публике больше нравится классика, даже несмотря на то,
что в современном танце работают такие мастера как
Килиан, Ноймайер, много молодых хореографов. Я в этом
отношении на стороне публики.
Вы собираетесь еще работать в России?
Конечно, если представится возможность. Работа в
России - это захватывающее приключение. Оно началось в
Большом театре, где у меня была возможность ходить на
класс и репетировать Зигфрида с Марком Перетокиным,
прекрасным исполнителем этой роли. Теперь с
удовольствием работаю в Кремлевском балете с
репетитором Валерием Рыжовым. Мечтаю исполнить Ивана
Грозного и, конечно же, Спартака. Вообще, чем больше я
узнаю Россию и ваш балет, тем больше хочется с ним
сотрудничать. Тем более что здесь такая разбирающаяся в
танце публика. Вот только русский язык очень сложен.
Придется просить помощи у Режиса, старшего брата, он
хорошо его знает.
Беседовал Ярослав Седов
Реинкарнация по-петербургски
Ульяна Лопаткина выходит в балете "Баядерка" десять
лет, то есть на протяжении всей своей артистической карьеры. Диана Вишнева станцевала  «Баядерку» на петербургской сцене считанные разы.
Но обе в Вагановском училище пробовались в картине "Тени", что означало в будущем только одно - балеринский путь. Несмотря на "дозированное" исполнение Никий в Петербурге, Вишнева успела исполнить балет в трех редакциях - первоначально вышла в "штатной" версии Константина Сергеева, затем дебютировала в Берлинской Штаатсопер в постановке Владимира Малахова, основанной на редакции Натальи Макаровой, и вскоре выступила в исторической реконструкции Сергея Вихарева. Впечатляет, не правда ли? Лопаткина в это время оберегает местную святыню, советский римейк Сергеева, в котором прославились все великие Никии Кировского театра. И сегодня она убежденно сохраняет неприкосновенность этой классической версии как последнего оплота.
Мариинских прима-балерин легче представить в одном спектакле как раз в ролях соперниц - Лопаткину - Никией, Вишневу - Гамзатти. Однако Диана роль властной принцессы обходила стороной. Сам же балет обходил ее стороной до поры до времени: спустя много сезонов после 1-й вариации в "Тенях" партия Никии всплыла неслучайно. Диана шла к ней обдуманно и долго. И когда на мариинском сайте я увидела одну за другой две "Баядерки" с двумя балеринами, мне показалось, что у меня рябит в глазах (вроде как не фестиваль еще, и не премьера никакая). Через несколько минут - радость от предстоящих ноябрьских выходных в Питере, а потом - осознание того, что буду присутствовать при историческом событии - агоне-схватке двух больших балерин. Не зря вертелись на языке тогда слова песенки Булата Окуджавы: "Не сойдутся никогда зимы долгие и лета...". Дело в том, что Вишнева и Лопаткина впервые пересеклись на одном репертуарном поле, не считая опыта Раймонды, которую Ульяна станцевала один-единственный раз, а Диана себя еще в ней не нашла. На сей раз Никия Вишневой не была похожа на неофитку в споре со всеми признанной первой Никией классической балетной России. Можно пожать плечами, когда со спортсменом по прыжкам с шестом вступает в бой бегун на короткие дистанции, но в данном случае - это не так.
Диана с жадностью осваивает территорию "белого балета": незабываема ее Аврора, лучшая на сегодня Жизель, после Раймонды подошла очередь Никии, не за горами, видимо, и осуществление мечты - Одетта-Одиллия на Мариинской сцене. Потому она и не торопится, рассчитывая свои силы. В сегодняшних героинях Вишневу интересует их расцвет, момент акме. Не обещание надежд и сверкающая улыбка юности, а женская зрелость и чары женщины. В свои 28 лет Диане есть, что сказать о "Баядерке". Умело скрыв собственные недостатки, балерина деликатно перевела наш взгляд на индийский декор фресочных поз, на удлиненные, казалось бы невозможно "долгие" линии, на истонченные профильные ракурсы.Диана Вишнева
Она была похожа на индуску от кутюр: удлиненная  юбка в сцене поклонения огню, яркое сари в мизансцене соперниц - ее бесконечно заботит, где и как выигрышнее предстать. Уже в первом выходе Вишнева задала сквозную тему страсти, кипящую здесь, подобно змеиным изгибам. Сама изгибалась, как змея, а "танец со змеей" стал ее личным шедевром. В "Тенях", построенных на смене музыкальных темпов, она освобождалась от змеиной пластики. И в скрипичном антре ее душа тихо-тихо переселялась в душу другого существа, какого-то особенного, выбившегося из общей стаи. В нынешнем видении вариация с шалью приобретала иное звучание: птице хорошо в клетке, пока она не одна, но она все же из нее рвется, как из плена. Ибо плен этот - миф страсти, а героини Вишневой - внемифологичны. Потому что страсть саму по себе балерина ценит больше всего.
После трехлетнего перерыва Ульяна вновь вышла в коронной "Баядерке". Еще больше, чем прежде, укрупнила выходы в каждом акте и выстраивала весь балет на трех дуэтах. Она рассказала историю трех встеч: земное свидание с Солором, поединок с соперницей, дуэт в мире теней. Соответственно укрупнился в ее исполнении контраст между конкретикой эмоциональных сцен и трансцендентным идеальным миром. Неожиданно в сцене соперниц у Ульяны сверкнул в глазах новый блеск. Партию Гамзатти исполняла сильная молодая танцовщица Мариинки Виктория Терешкина, в диалоге с которой у Ульяны родилась сильнейшая ответная волна (многие артистки видят в Гамзатти персонажа второго плана и эту сцену проводят бегло, готовя силы для танцевального па д'аксьона, чтобы показать себя во всей красе). На этот раз кульминация истории крылась во дворце раджи, куда приглашала Гамзатти Никию.Ульяна Лопаткина
У Лопаткиной наряду с оскорбленными страстями возлюбленной, вполне жизненными переживаниями вдруг на миг загоралась запредельная искра храмовой танцовщицы, та, что сверкала в разговоре с брамином, и та, что появится позже. Как будто померещилась ей судьба после смерти, другая жизнь, жизнь, окончившаяся для Никии в финале свадебного пира, в "танце со змеей". Ульяна истово, не театрально, нападала с кинжалом на Гамзатти, еле удерживаясь на ногах. И было видно, что срепетированность ни при чем, что это для всех троих - Никии, Гамзатти, Айи -импровизация высшей пробы. Когда-то Ульяна обнаружила, а сейчас возвела в константу философию "Баядерки", точнее душу самой философии, облачив в зримый образ самый идеализм искусства. Диана заглянула в корень драмы, воплотила в танце историю женской страсти. Отдать предпочтение одной из трактовок несложно, но признать, что столь различные Никии, как "зимы долгие и лета", непревзойденны, куда сложнее.
Варвара Вязовкина
 
 
главная