Адрес редакции:

129110, Москва, Проспект Мира, дом52/1.

Тел./факс: (095) 288-2401

Тел.: (095) 284-3351

This site best viewed with I.E. 5.0 or higher, 1024/768 resolution.

(C) Copyright by Ballet Magazine, 2000.

Design by L.i.D.

В номере | Аннотации статей | Цветная развертка

Спектакли, премьеры, обзоры.

"НАКАНУНЕ" - Аркадий СОКОЛОВ-КАМИНСКИЙ.
Известный балетный критик из Санкт-Петербурга выступает с обзором последнего сезона Мариинского театра. Он анализирует спектакли "Манон" Макмиллана, "С-симфония" Баланчина, "Петрушка" Фокина, "Спящая красавица" Петипа (реконструкция Сергея Вихарева). Автор считает, что незаурядные артистические силы прославленной труппы используются не в полную меру, а цели театра не определенны.
«Великая труппа Мариинского театра завершает насыщенное событиями столетие в растерянности. Даже неоспоримые преимущества перед остальными не заслоняют мучительного ощущения тревоги, переходящего порой в агрессивную нервозность».
Соколов-Каминский делает вывод:
«Балетной труппе нужен талантливый лидер. Очевидно всем: нужны смелые новые спектакли, которые с замечательным прошлым не порывали бы. Свои спектакли, с местным ли или с заезжим хореографом, не в том дело. Нужны художественные идеи, чтобы дремлющая труппа, наконец, снова проснулась. Уже – в новом тысячелетии».

"ДАМЫ БЕЗ КАМЕЛИЙ" - Ярослав СЕДОВ.
Московский критик с недоумением отзывается о последней премьере Московского музыкального театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко "Дама с камелиями" на музыку Дж. Верди в постановке Дмитрия Брянцева. Автор сомневается в самом определении "балет" применительно к этой работе. Он находит хореографию крайне убогой и поднимает важный вопрос о несоответствии предлагаемого материала ярким артистическим индивидуальностям труппы.
"Легче всего написать о такой "Даме с камелиями" фельетон. Но, во-первых, это уже сделали все мои коллеги сразу после премьеры. Во-вторых, не такой уж смешной мне видится эта история. Ведь "Дама с камелиями" - единственная балетная премьера театра за сезон".
Разговор о конкретном спектакле театра вырастает в серьезную проблему репертуарной  политики и общих художественных ориентиров труппы.

"ВАША ДАМА УБИТА" - Татьяна КАЗАРИНОВА.
Профессор из Перми рассказывает о премьере Пермского академического театра оперы и балета - "Дама пик" на музыку П. Чайковского, хореография Кирилла Шморгонера. Автор признает право постановщиков на инверсию оперы "Пиковая дама" и считает, что балетное сочинение на известную оперную музыку в целом состоялось. Смысловая композиция спектакля построена на любовном треугольнике: Лиза - Герман - Графиня. Взаимоотношения героев отмечены целым рядом неизбежных психических отклонений, свойственных радикальным решениям современной балетной сцены.
«Дама Пик» – спектакль, видимо, этапный и для Шморгонера. Впервые в своей творческой практике он выстроил хореодраму, действие решено посредством танца, и при этом удалось сохранить динамику сюжета. Уделено серьезное внимание развитию действенных танцев (монологов, диалогов, дуэтов, трио)».

"ДУША ТАНЦА"

Лауреатами Приза журнала "Балет" "Душа танца" 2000 года стали Борис Акимов, в номинации "Учитель", солисты балета Дарья Павленко (Санкт-Петербург, Мариинский театр) и Дмитрий Гуданов (Москва, Большой театр), в номинации "Восходящая звезда". Каждому из них посвящен свой раздел.
C БОРИСОМ АКИМОВЫМ, в прошлом солистом Большого театра, ныне художественным руководителем его балетной труппы беседует Валерия Уральская.
«Моя жизнь – это балет: в собственном танце, в его продолжении – педагогике, а теперь и в художественном руководстве. Балет – это основа жизни, это круг моих близких друзей. Это то, что занимает меня все время, поглощает мои мысли, мои чувства».

Самым пышным комплиментом, сделанным ДАРЬЕ ПАВЛЕНКО за четыре года работы в театре, было сравнение с Тамарой Карсавиной. Вадим Гаевский называет ее прирожденной стилисткой,  диапазон стилевых возможностей которой очень широк: от классических вариаций Мариуса Петипа (одна из трех вариаций в картине «теней» «Баядерки» – ее исполнительский шедевр) до неоклассической хореографии Алексея Ратманского, в «Среднем дуэте», где она поразила всех. «В ней многое определилось раз и навсегда, и еще ничего не определилось, - поэтому, кстати сказать, ей так близки контрастные состояния и контрастные стили», - пишет известный московский критик.

О ДМИТРИИ ГУДАНОВЕ его педагог, известный танцовщик и балетмейстер Михаил Лавровский говорит так: “С ним связаны все мои надежды». Гуданов танцует в балетах Михаила и Леонида Лавровских, – «Ромео и Джульетте», в «Казанове» и «Паганини», а в этом сезоне исполнил роль Нижинского в одноименном спектакле М.Лавровского. Поздравляет танцовщика с присуждением премии Борис Эйфман, считающий его очень талантливым современным артистом, потенциал которого сегодня не востребован и желает ему встретить хореографа, который помог бы реализовать большой его талант. Самого Дмитрия всегда интересовала хореография Эйфмана и его Наследник из «Русского Гамлета» - одна из лучших работ артиста. Сегодня 25-летнего Гуданова называют танцовщиком Бурнонвиля и Баланчина, и действительно романтик и неоклассик в нем легко сочетаются. О других его партиях в форме эссе пишет критик Варвара Вязовкина.                         

Портреты

"ДИАНА ВИШНЕВА" - Борис ИЛЛАРИОНОВ.
Очерк творчества звезды Мариинского балета написан петербургским критиком Борисом Илларионовым. Это первая столь развернутая работа о балерине, в которой собраны воедино ее партии и делается попытка предварительных выводов о ее индивидуальности. Автор находит, что ее артистическая карьера в России и за рубежом складывается успешно. А в самом характере балерины заключены возможности новых поворотов и открытий.
"… стремительно, если не сказать головокружительно, складывалась карьера Дианы Вишневой, с таким энтузиазмом ее, еще совсем девочку стали принимать зрители".
"Приставка "бэйби" в титуле Вишневой пропала быстро и как-то сама собой".
"Жизель Вишневой - героиня неожиданная и героиня языческая".
"Природа ее дарования зачастую приходит в противоречие с канонами театра Петипа".
"Диана же движется по своим траекториям, легко проскальзывая через строгие формы, существуя где-то рядом с ними, но не внутри".

Информ-балет

Подборка информации, репортажей, корреспонденций, о событиях настоящего и ближайшего будущего.
География - Москва, Санкт-Петербург, Пермь, ЮАР.
Персоналия - Юрий Григорович, Владимир Малахов, Наталья Касаткина, Владимир Василев, Евгений Панфилов, Аркадий Соколов-Каминский, Наталья Шереметьевская, Сергей Никулин, Вадим Гаевский, Вера Красовская, Алла Шелест.
Театры - Большой театр России, Мариинский театр, Московский театр Классического балета, Балет Евгения Панфилова, Московский музыкальный театр имени К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко.
Издательства - АРТ (Москва), Издательский отдел Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой (Санкт-Петербург), «Росспэн».

Книги

Лариса АБЫЗОВА "Игорь Бельский. Симфония жизни".
Первая научная монография о выдающемся артисте, хореографе и педагоге Мариинского балета выпущена в Санкт-Петербурге, в рамках нового издательского проекта Академии балета имени А. Вагановой. С рецензией на книгу выступает балетовед Марина Ильичева.
"В артистическом пути  Бельского, художественных принципах и теоретических взглядах хореографа и педагога, наконец, в практических шагах руководителя ведущих балетных трупп Ленинграда содержатся ответы на многие вопросы сегодняшнего балетного театра".
"Ученики Ф.В. Лопухова - идеолога хореографического симфонизма, Бельский и Григорович открыли новый угол отражения волнующих их тем".

Габриэла КОМЛЕВА "Танец - моя жизнь и боль".
Вышли в свет воспоминания известной петербургской балерины Габриэлы Комлевой. О книге рассказывает Елена Федоренко:
"Читала с наслаждением, становясь свидетелем, прежде всего богатого внутреннего мира автора. Комлева – поэт танца, не стремится к поэтичности литературной. Лапидарные по преимуществу фразы мемуаров напоминают, скорее, строгую "графическую" прозу".

"ПАХИТА" - реконструкция известного балета Мариуса Петипа завершена балетмейстером и педагогом Германом Прибыловым и издана в Москве. Книга содержит исторический очерк о балете и его создателях, описание 14 вариаций и нотный материал, восстановленный из разрозненных архивных фондов Москвы и Санкт-Петербурга. Дирижер Георгий Жемчужин и балетный педагог, балерина Раиса Стручкова высказывают свое мнение о проекте и высоко оценивают его научную и практическую значимость.
"Работу Германа Прибылова с балетным наследием композиторов ХIХ века можно назвать образцовой". (Георгий Жемчужин).
"Шедевр Мазилье-Петипа собран Прибыловым буквально по крупицам". (Раиса Стручкова).

Сценография.

"БАБОЧКА, или НЕ ЛИМИТИРОВАННАЯ ЖИЗНЬ В ИСКУССТВЕ" - отклик Киры КОРОЛЕВОЙ на две выставки в Центральном театральном музее имени А. Бахрушина. На одной из них представлено творчество сценографов Юрия Устинова и Ирины Акимовой, на другой - театральные костюмы и обувь, реставрированные мастерами музея.
«Музыкальный театр всегда ждал от сопостановщика еще и абсолютного слуха, полного понимания композиторского текста. Всему богатству, всей глубине оперно-балетной музыки поручалось зазвучать на сцене соответствующим цветом, фактурой, находкой художественной мысли».

История

"СЛЕЗЫ МАЛЕНЬКОГО ОТЕЛЛО" - фрагмент воспоминаний Валентина Преснякова. Имя его не известно в балетной литературе. Журнал впервые публикует ценные свидетельства очевидца. В его записях предстают быт и нравы в среде русского балета конца ХIХ века. Приводятся неизвестные факты о связях царской семьи - Александра III с Императорским театром. Воспоминания  предваряет автобиографическая справка и комментарий Натальи Дунаевой.

За рубежом.

Фестиваль танца "Шелковый путь", прошедший в минувшем году в Лионе (Франция), стал темой заметок Виктора Игнатова. В его статье раскрываются принципы организации этой традиционной балетной акции, даются описания наиболее ярких эпизодов, портретные зарисовки исполнителей.

Современный танец

«МАСТЕРСКАЯ АDF»
В статье «Мастерская ADF» М.Берловой вы прочтёте о мастер-классах, прошедших в Москве в рамках фестиваля современного танца ADF/Россия ???. Ведущие американские педагоги Джеффри Буллок, декан ADF Донна Фай Бёргфилд, Николас Лейхтер, Дуглас Нильсон и художественный руководитель знаменитой труппы «Пилоболус» Майкл Трэйси в течение двух недель занимались с русскими танцовщиками. О впечатлениях и опыте, который получили участники и педагоги, вы узнаете из опубликованной статьи.

 

 

главная

наверх