Разделы:

Все о журнале

Свежий номер

Линия

Архивы

Подписка

Новости

Реклама. Конкурсы

Ссылки

Душа танца

Пишите нам

Адрес редакции:

129110, Москва, Проспект Мира, дом52/1.

Тел./факс: (095) 288-2401

Тел.: (095) 284-3351

This site best viewed with I.E. 5.0 or higher, 1024/768 resolution.

(C) Copyright by Ballet Magazine, 2000.

Design by L.i.D.

В номере | Аннотации статей


Балет N 4-5 [124-125] Июль-Октябрь 2003.



Nota bene

Традиционно журнал открывается обращением главного редактора Валерии Уральской к читателям, в котором подведены некоторые итоги балетного сезона 2002-2003 года. «Среди глобальных событий сезона – юбилейные торжества в Санкт-Петербурге - городе, где искусство едва ли не главное действующее лицо. На страницах нашего журнала в течение всего нынешнего года мы освещали и будем освещать в дальнейшем юбилейные события в хореографическом искусстве. Фестивали и премьеры, отчетные концерты на сценах и открытых площадях, конференции и семинары всколыхнули всегда такую богатую событиями петербургскую действительность».

В более спокойной Москве, тем не менее, также прошли важные гастрольные визиты… Отдавая дань уважения артистам из других стран, мы вправе по-прежнему гордиться собственным и в репертуаре, и в мастерстве исполнителей.

Тем более грустно от сознания того, что атмосфера и в самих театрах и – что еще неприятнее – в структуре самих спектаклей теряет творческую бескомпромиссность и перестает быть «святой» зоной духовности».

«С удовольствием отмечу, что постепенно «поднимают голову» театры регионов. … Несколько затормозилась картина в бурном в прошлые сезоны развитии так называемых современных театров танца. … Вызывает волнение состояние народных коллективов. Сложные процессы финансовой политики в преимущественно гастрольной жизни этих организмов, ставит под сомнение вопрос их существования в прежнем составе и качестве».

Главный редактор посвятила несколько слов сезонному отчету журнала и планам на будущее. «Редакция выпустила специальный номер журнала в серии «Материалы к истории балета XX века. Свидетельство современников». Это третий в данной серии спецвыпуск журнала мы посвятили феномену профессионального образования прошлого столетия. Вышел на четкую периодичность детский журнал «Студия Антре». Все большим читательским вниманием пользуется газета «Линия журнала БАЛЕТ».

Осенью мы выпускаем фотоальбом «Петербургские зеркала» известного фотохудожника Нины Аловерт.

В предстоящем году десятилетие отметит приз журнала «Душа танца». Торжественное вручение приза новым лауреатам пройдет в Москве. Географию концертов лауреатов мы планируем расширить».

Имя в балете

В год 300-летия Санкт-Петербурга статьи рубрики «Имя в балете» посвящены творчеству хореографов города на Неве.

Игорь Бельский

О начале творческого пути хореографа Игоря Бельского рассказывает Лариса Абызова. «Окончивший в 1943 году ленинградское хореографическое училище, Бельский в 1946 году вернулся в стены alma mater, став одним из самых молодых преподавателей за всю историю школы. Первые опыты сочинительства родились на первых уроках. В эти годы Бельский ставит характерные танцы для учеников, выступает на эстраде с Ниной Анисимовой, исполняя свои номера…

В 1949 году Бельский официально дебютировал на театральной сцене – танцами в опере Чайковского «Черевички» в Малом оперном театре. Через год Петр Гусев дал Бельскому возможность сделать в Театре оперы и балета имени С.М.Кирова женский танец с кувшинами и мужскую лезгинку с женщиной-солисткой в опере «Демон». Через год Бельский поставил танцы в опере «Мазепа» и получил хорошую оценку критики.

Все сочинения Бельского показывали, что главным средством выразительности он признает только танец. Так, постепенно, хореограф подходил к первой большой работе – балету «Берег надежды». Автор со скрупулезной точностью описывает балет, доказывая, что корни симфонизма Бельского идут от насильственно прерванных опытов Федора Лопухова».

Николай Боярчиков

Статья Татьяны Кузовлевой «Паломничество в Страну Балета» посвящена миру танца Николая Боярчикова. «Там возникают разные эпохи – Античность, Средневековье, Возрождение, Просвещение, Серебряный век… А сквозь них мы видим современного человека с извечными проблемами, одновременно и автора балета, желающего постичь высший смысл бытия, объединиться в этом желании с другими людьми.

Боярчиков до мозга костей петербуржец, воспитанный петербургской культурой, родственный ей и выражающий ее в своих балетах. Театр его – очень петербургское явление. В нем, как и в самом городе, много умозрительного и метафизического, много тайн, символов, фантасмагорий. В нем так же сочетаются разные эпохи и стили, смешное и трагическое, явное и непостижимое. Он населен двойниками, монстрами и страдальцами. Петербургским колоритом наполнены не только его «Три карты» по «Пиковой даме», гоголевская «Женитьба» или «Петербург» по роману А.Белого, но и «Фауст», и «Щелкунчик», и «Царь Борис».

Борис Эйфман

Наталия Шереметьевская делится своими воспоминаниями о Борисе Эйфмане, за художественными поисками которого наблюдает с начала 70-х годов. Начиная от постановок многочисленных эстрадных номеров. Автор рассказывает о первых программах Ленинградского ансамбля балета (ныне Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана), которым хореограф руководит с 1977 года. В статье изложены художественные взгляды Бориса Эйфмана, его принципы воплощения современной музыки, утверждение новых приемов выразительности.

Значительная часть повествования отведена анализу работы Эйфмана с его лучшими исполнителями: А. Осипенко и Дж. Марковским, В.Михайловским и В.Гальдикас.

"Если первоначально Эйфман адресовался преимущественно к молодежной аудитории, учитывая ее интересы и вкусы, то вскоре позволил себе обратиться к тому, что было по настоящему интересно ему самому. А именно – к философским темам, нашедшим отражение в произведениях классики, в частности к «Идиоту» Достоевского, «Мастеру и Маргарите» Булгакова, «Двенадцатой ночи» Шекспира и «Безумному дню» Бомарше».

«Сегодня Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана обрёл признание на всей планете – его гастрольные маршруты проходят по многим странам и континентам. Недавно Эйфман пополнил свою коллекцию наград - Президент Польской Республики Александр Квасневский удостоил российского хореографа высочайшей награды Республики Польша Командорского креста Ордена заслуг республики Польша за выдающийся вклад в польско-российское культурное сотрудничество».

Никита Долгушин

«НИКИТА ДОЛГУШИН: работа без паузы» – так озаглавлена статья Ольги Розановой. «В 2001 году Петербургская театральная библиотека выпустила библиографический указатель творческой деятельности Никиты Александровича Долгушина. Интереснейший документ! Перелистывая страницы (их около ста) с перечислением того, что сделал за четыре десятилетия этот удивительный человек – известный танцовщик, хореограф, педагог, сценограф, публицист-искусствовед, – поражаешься объему и разнообразию его поистине титанического труда. А сколько о нем написано! Почти ни одна сценическая работа Долгушина-артиста и хореографа, а их около трехсот, не осталась без внимания критики. Собранные вместе, эти материалы составили бы не один том, в придачу к монографии «Никита Долгушин», принадлежащей перу выдающегося отечественного балетоведа В.М.Красовской.

В ту пору, когда артисты расстаются со сценой, Долгушин творил – за год почти десяток новых работ с хореографией классического и современного стиля в миниатюрах и одноактных балетах Г.Алексидзе, Р.Пети, Х.Лимона, Н.Боярчикова и в собственных сочинениях.

В последние два десятилетия его основным занятием было руководство кафедрой хореографии и балетной труппой Санкт-Петербургской консерватории и, конечно же, постановка спектаклей. Далее автор рассказывает о Вечерах, посвященных Федору Лопухову, Вацлаву Нижинскому и Леониду Якобсону, которые были подготовлены Долгушиным; о его же программах «Золотой век» и «Серебряный век», о новых редакциях классических балетов и авторских сочинениях.

Юрий Петухов

«Награда нашла героя» так можно прокомментировать произошедшую на «Золотой маске» 2003 года балетную сенсацию. В числе награжденных специальным призом жюри оказалась петербургская труппа под руководством Юрия Петухова – за программу возобновленных шедевров Леонида Якобсона «Роден» и «Свадебный кортеж», - так начинается статья Наталии Зозулиной о Юрии Петухове.

В публикации объясняется, как молодому хореографу удалось поднять уровень коллектива, который представлялся, несмотря на гордое именование Академическим театром балета, потерянным для высокого искусства. Навсегда утраченным казалось и когда-то гремевшее его подлинное имя, полученное от создателя ансамбля, легендарного балетмейстера Якобсона, – «Хореографические миниатюры».

Любимый танцовщик Николая Боярчикова, Юрий Петухов искал и находил возможности для творческих контактов и с другими действующими балетмейстерами – Олегом Виноградовым, Май Мурдмаа, Никитой Долгушиным, Леонидом Лебедевым. Петухов упивался перевоплощением – внутренним, добираясь до душевного устройства персонажей. В пору своего исполнительского расцвета он возглавил театр и прекрасно понимал, что эта труппа с особой историей. Было бы неразумно, например, отказываться от «натанцованного» труппой за последнее десятилетие классического репертуара, в равной степени, как и забывать наследие великого Леонида Якобсона.

К счастью, имя создателя коллектива оказалось для нового руководителя дорого и чтимо. Не иначе, как с горечью, он говорит о нанесенном ущербе: «Якобсон практически забыт. Его хореография была вычеркнута для целого поколения зрителей. И сегодня мало восстановить его шедевры. Необходима мощная пропаганда его искусства. Ведь другого такого гения в нашей современной балетной истории нет». Спустя полтора года руководства Петухова, пожалуй, уже нет сомнений, что он избран судьбой переломить эту ситуацию и подготовить достойную встречу скорого 100-летия со дня рождения Якобсона.

Информ-балет

Рубрика «Информ-балет» знакомит читателей с различными новостями из мира танца:

Юлия Чурко анализирует ход Тринадцатого Витебского Фестиваля, который с полным правом можно назвать удавшимся. Он продемонстрировал, что уходит в прошлое период ученичества, подражательства, и белорусская современная хореография обретает собственное лицо. Параллельно автор рассуждает о направлении танца, рассматриваемого как средство для достижения терапевтических и педагогических целей. В западных странах он получил названия «обучающий», «воспитывающий», в восточных – «целительный» или «ритуальный». Вторым популярным, особенно на Западе, течением модернхореографии является «лабораторное искусство», основной задачей которого становится поиск новых форм и лексики.

Из статьи Светланы Потемкиной «Сорок разбойников станут артистами» читатели узнают об одном из спектаклей хореографического отделения музыкального училища Чебоксар. «Али-Баба» - третий спектакль, поставленный директором училища Галиной Никифоровой. Уже много лет в репертуаре чувашского театра не было спектакля с характерным восточным колоритом. Примечательно, что к восточным элементам пластики, которыми насыщен спектакль «Али-Баба», самыми восприимчивыми оказались младшие школьники. Спектакль пластически стилизован под индийские мудры.

Статья «Команда с бриллиантовой техникой» рассказывает о гастролях Московского театра «Гжель». Жители Европы, Азии, Африки воспринимали искусство русских плясунов как чудо. В США представление «Россия вечная» по словам рецензента газеты «Лос-Анджелес Таймс» «превратилось в вечер острых ощущений». Хороводы двигались внутри других хороводов со все увеличивающимся темпом, характерным для «Хохломы». Все композиции были веселыми и энергичными, и душа зрителей словно танцевала вместе с артистами.

«Танцевальная инверсия» – так отныне будет называться получивший признание фестиваль современной хореографии в Москве. Начав своё существование как Европейский, затем, включившись в систему ADF, став Международным, фестиваль, прописавшийся в Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, расширил свои границы и пройдёт не только в Москве, но и в Нижнем Новгороде, Ростове и Саратове. Об особенностях и программе предстоящего фестиваля современной хореографии «Dance Inversion» рассказывает читателям руководитель фестиваля В.Г.Урин.

В приложении к интервью публикуется краткая информация о коллективах и хореографах, ожидаемых на фестивале.

О Казанском фестивале пишет Наталия Левкоева. «В апреле Казань вновь принимала гостей теперь уже Второго открытого фестиваля хореографических училищ и школ, который был включен в Федеральную целевую программу по подготовке к празднованию 1000-летия Казани. Во главе этого отчаянного предприятия стояла необыкновенная женщина, легенда татарского балета, художественный руководитель Казанского хореографического училища Нинель Юлтыева. Этот смотр творческого потенциала танцевального искусства собрал участников из многих российских городов.

Уже седьмой раз подряд в самом сердце Европы – Люксембурге – проводится Международный балетный конкурс. О нем и поведала Наталия Левкоева. За эти годы он открыл миру много замечательных имен и занял достойное место в кругу таких всемирно уважаемых форумов как Московский и Варненский. Этот год принес очередную радость поклонникам русского балета: жюри вручило Гран-при студентке II курса Московской государственной академии хореографии Наталье Осиповой.

Ярослав Седов делится впечатлениями от Фестивалей имени Рудольфа Нуреева в Казани и Уфе. Оба имеют давние традиции и относятся к числу самых представительных среди российских региональных балетных форумов. В этом году оба фестиваля прошли в одни и те же дни, в конце мая. На каждом из них выступали гости из столичных театров, а также были представлены новые спектакли: в Казани – «Спящая красавица» в редакции художественного руководителя труппы Владимира Яковлева и «Тщетная предосторожность» в постановке Олега Виноградова, а в Уфе – «Голубой Дунай» на музыку Штрауса, поставленный Шамилем Терегуловым.

Читатели узнают о новорожденном Международном фестивале «Дягилевские сезоны» в Перми. «Город, в котором прошли детские и юношеские годы Сергея Дягилева, откуда он уехал в Петербург, а затем в Париж, где открыл знаменитые «Русские сезоны», весной 2003 года устроил в честь своего легендарного земляка грандиозный праздник. Премьеры «Спящей красавицы» Чайковского и оперы Щедрина «Лолита», балеты Баланчина, концерты современной музыки, художественные выставки из собраний Бориса Анисфельда и русского авангарда, симпозиум на тему «С.П.Дягилев и искусство его эпохи глазами меняющихся поколений», круглые столы и творческие встречи – это и многое другое составило программу фестиваля, который стал главным итогом прошедшего театрального сезона в Перми».

«Искусство – это мы» – таким был девиз Третьих молодёжных Дельфийских игр России, проходивших весной 2003 года в Волгограде. Среди восемнадцати заявленных программой номинаций традиционно присутствовала номинация «народный танец», собравшая двадцать четыре детских и молодёжных коллектива по двум возрастным группам: десяти-четырнадцати лет и пятнадцати-двадцати одного года. Очевидцем стала Тамара Пуртова, которая и рассказывает об участниках и их танцах на страницах журнала.

«Сознаюсь, отправляясь на мастер-класс педагогов кафедры сценического танца Россиской академии театрального искусства, под руководством которых занимаются студенты актерского и эстрадного факультетов, а также музыкального театра и режиссуры, я не предполагала увидеть у них значительных успехов в танце, - пишет корреспондент журнала Наталия Шереметьевская, - Но, ошиблась: они демонстрировали разнообразную танцевальную технику, но главным козырем исполнителей, конечно же, был артистизм и увлеченность».

Любопытной окажется информация о традиционном международном конкурсе хореографов, который прошел в рамках «Куопио Данс фестиваль». Представительное жюри высшую награду состязания – Гран-при присудило хореографу Изире Макулолуве – участнику из Франции за представленную им композицию «Лицо танца». Члены жюри отметили оригинальность пластического решения, логичное развитие драматургии, интеллигентность и вкус в работе с хореографическим текстом.

Яна Старикович предлагает репортаж с чемпионата Мира по секвею – бальным спортивным танцам среди профессионалов, который состоялся в Кремлевском дворце.

Отдельный блок «Информ-балета» посвящен 300-летию Санкт-Петербурга:

Светлана Наборщикова рецензирует бессюжетный балет «Этюды Ландера», показанные Мариинским театром. Этот «балет о балете» Ландер положил на музыку этюдов Карла Черни, знакомых каждому, кто когда-либо учился игре на фортепиано.

Анна Богодист ведет репортаж с выставки художницы-фотографа Нины Аловерт, проживающей сейчас в США. Это, действительно, своего рода путешествие во времени: представлены фотографии примерно за последние сорок лет. Большинство из них сделано во время спектаклей или репетиций Мариинского театра, примерно четверть отдана театру Бориса Эйфмана, еще несколько посвящены театру имени М.П.Мусоргского.

Читатели узнают о творческом пути замечательной петербургской балерины Ольге Моисеевой. Программа XI международного фестиваля «Звезды белых ночей» включала гала-концерт звезд балета в честь Ольги Моисеевой. На Вечере выступали ее ученицы.

Еще одна «петербургская» публикация посвящена XII научным чтениям «История балета. Источниковедческие изыскания», проходившей на кафедре хореографии Санкт-Петербургской консерватории. По сложившейся традиции, балетоведы обнародовали итоги архивных изысканий, проливающих свет на интригующие факты отечественной театральной истории.

Новый балет

Рубрика «Новый балет» представляет балетные премьеры российских театров :

Кто есть who

- «Кто есть who» - так называется статья Аркадия Соколова-Каминского, посвященная премьере балета-мюзикла Бориса Эйфмана «Кто есть кто».

«О том, как по-разному складывались пути эмигрантов – новый спектакль щедрого на выдумки петербургского хореографа.

Спектакль Эйфмана состоит из нанизанных на сюжетный стержень разрозненных, но поставленных с размахом эпизодов. Сюжет бесхитростен, скреплен тремя человеческими судьбами. Два русских танцовщика-эмигранта и звезда американского шоу. Юноши – приверженцы классической школы танца. Но их возможности не востребованы «Новым светом», где царит дух блистательного шоу.. Противостояние невостребованного классического танца и всеохватного эстрадного шоу должно воплотить конфликт и привести к финалу. Венчает всё «happy end»: один из героев создает труппу, соединившую контрастные пластические стихии. Другой – возвращается на родину. Каждый в конце концов выбирает свой путь. Цена тут – утрата друга».

Здесь есть многое, что можно вспомнить из общих мест известных западных фильмов: эффектные драки, избиения, погони, переодевания. Словом, серьезное подано в окружении «клубнички», то пикантной, то озорной. Хореограф свободно владеет пластическими возможностями западного шоу, чтобы соединить почти концертные по законченности номера в единое зрелище.

Музыкальный материал разнообразен: от Сергея Рахманинова до Дюка Эллингтона и Сэмуэля Барбера.

Все стало вокруг голубым и зеленым

- Статья о новом спектакле Большого театра «Светлый ручей» Д.Шостаковича-А.Ратманского делится на две смысловые части. В первой авторы: Нина Ревенко и Алла Михалева предлагают подробный экскурс в историю. Анализируются попытки Шостаковича создать балет на современную тему, вспоминается знаменитый спектакль Федора Лопухова, его закрытие после обвинения в «натурализме, формализме, незнании жизни и равнодушии к ней».

Вторая половина статьи – рецензия на новый балет, поставленный Алексеем Ратманским. Отталкиваясь от партитуры и занимательного комедийного сюжета, хореограф решил «от начала до конца пройти эту музыку так, как было задумано гениальным Шостаковичем. …Веселый остроумный балет дает неограниченные возможности для «игры» со временем и исполнителями, что как раз и является сильной стороной дарования Ратманского. Ко времени хореограф относится с иронично-добродушным почтением. Вернее не к конкретному «историческому» времени, а к театрально-художественному мифу эпохи. Переплясы и шутливо-конфликтные взаимоотношения колхозников ласкают глаз своей ностальгической узнаваемостью и театральной колоритностью. Ратманский легко и изобретательно сплетает лексику классического, характерного, народного и чисто пародийного танцев, находя для связок между движениями органичные и неожиданные переходы, что, может быть, является самой большой удачей спектакля.

На этом танцевальном раздолье радостно расцветают индивидуальности исполнителей, почти с «комсомольским» задором откликающихся на призыв хореографа. Актерский азарт здесь тесно переплетается с мастерством ведущих молодых солистов, и балетный капустник выруливает в пространство серьезного спектакля с хорошо простроенными партиями, исполнительской и хореографической культурой, а главное – адекватностью результата замыслу».

Премьерный дубль

- Премьере «Вечера одноактных балетов» Щедрина («Дама с собачкой» и «Кармен-сюита») в Самарском театре оперы и балета посвящена статья Валерия Иванова. Спектакли театр посвятил 70-летию композитора. Из Мюнхена прилетели Родион Щедрин и Майя Плисецкая, для которой и были написаны эти балеты.

За три с половиной десятилетия «Кармен-сюита» выдержала десятки постановок в театрах разных стран, а «Дама с собачкой» имела только одно сценическое воплощение (Большой театр, 1985). Самарские спектакли не являются повторением ни одной из прошлых постановок. Это авторские работы художественного руководителя самарской балетной труппы Никиты Долгушина («Кармен-сюита») и балетмейстера-постановщика театра Надежды Малыгиной («Дама с собачкой»). В основе балетов – оригинальные либретто.

Молодой хореограф Н.Малыгина передала душевные состояния героев, тонкое развитие отношений, поэтику чеховской лирики, аромат эпохи. «Хореограф дает возможность вглядеться в каждого – не только главного, но и второстепенного персонажа. Все наделены своей индивидуальной характерностью, точно прочерченной линией поведения и танцевальной образностью».

Особенностью долгушинской версии «Кармен-сюита» является отсутствие Тореро. Хореограф все внимание концертирует на Хосе и Карменсите. «В танцевальной лексике диалогов Хосе и Карменситы – переплетение различных стилей. Обостренные классические па и поддержки соседствуют с акробатическими кульбитами.

Автор рецензии внимательно разбирает работы главных солистов спектаклей, высоко оценивая их танцевальную технику и актерские способности.

В финале публикации приводятся высказывания Плисецкой и Щедрина, которые признали достойный уровень оркестра под управлением Ярема Скибинского и оценили «великолепную работу художника Мурванидзе».

Абби, Эбин и Вязы

- Александр Максов рассказывает о двухактном балете «Любовь под вязами», поставленном Юрием Пузаковым на сцене Чувашского государственного театра оперы и балета. В его основу положена известная пьеса О'Нила. Музыка составлена из произведений Л.Бернстайна и С.Барбера.

«Этот спектакль не доставит удовольствия тем, кто ищет в балете только развлечения, – обращается к зрителям Юрий Пузаков. – Мы хотим поразмышлять о тайнах человеческой души». Хореографу удалось превратить бытовую драму в поэтическую балладу и создать многослойный философский спектакль, в котором есть все: и драматическая напряженность, и колорит американского захолустья с его обывательским весельем в стиле кантри, и томление южной техасской ночи, и пронзительная любовь.



Итоги сезона

В статье Ольги Богдановой повествуется о многогранном и насыщенном творческом сезоне Челябинского театра. Труппа, возглавляемая новым артистическим директором Еленой Бычкуновой, представила зрителям балет «Щелкунчик» в хореографической версии Сергея Боброва и Генриха Майорова; комический балет И.Армсгеймера «Привал кавалерии» (хореография М.Петипа в постановке Г.Прибылова). Другая премьера Сергея Боброва в Челябинске – возрождение «Лебединого озера» с новыми характерными танцами в постановке Юлианы Малхасянц. Сезон триумфально завершился фестивалем «В честь Екатерины Максимовой».

События этого фестиваля на страницах журнала прокомментировала Клара Антонова:

«В завершение сезона самыми притягательными фигурами для челябинцев стали гости из Москвы – солисты театра «Кремлевский балет» во главе с Екатериной Максимовой. Столичные артисты танцевали в гала-концерте и исполнили главные партии в «Жизели». За «Жизелью» последовали «Золушка» и «Анюта».

В Челябинске прошло еще одно весеннее событие – «Вечер балета» на сцене Дворца культуры железнодорожников, где выступали преподаватели и студенты хореографического училища Магнитогорской государственной консерватории имени М.И.Глинки. Они впервые показали большую концертную программу и одноактный балет на музыку М.Мусоргского «Ночь на Лысой горе» (хореограф Е.Петренко).

В заметке А.Никифоровой рассказывается о первых крупных зарубежных гастролях балета Удмуртии. Почти три месяца коллектив находился в гастрольном турне по Китаю и проехал с севера на юг всю страну. Репертуар театра с родины Чайковского включал «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Версия балета «Лебединое озеро» в новой оригинальной постановке Бориса Мягкова вызвала неподдельный интерес: этот балет был показан двадцать два раза. В ближайших планах балетной труппы постановка «Дон Кихота» Л.Минкуса и балета на музыку удмуртского композитора А.Корепанова «Соловей и роза».

Сезон 2002 – 2003 годов для Красноярского театра оперы и балета был юбилейным. Автор заметки Людмила Усачева отмечает: «В 25-ом сезоне главным балетмейстером-постановщиком театра стал московский хореограф Сергей Бобров, который сотрудничает с красноярской балетной труппой уже пять лет. В нынешнем сезоне он представил публике новую сценическую редакцию балета «Лебединое озеро», которая привлекла к себе внимание в Великобритании. Практически незнакомую британскому зрителю балетную труппу пригласили на гастроли в столицу Уэльса – город Кардифф в период Рождественских праздников 2002 года на двадцать спектаклей. Эти гастроли прошли с ошеломляющим успехом. И в будущем сезоне зарубежные партнеры надеются увидеть спектакли Красноярского театра, среди которых будет и балет П.Чайковского «Спящая красавица».

Галина Викторова пишет о премьере балета Т.Хренникова «Капитанская дочка» в постановке В.Бутримовича, которым завершил сезон Нижегородский театр оперы и балета имени А.С.Пушкина. «Новый спектакль стал своеобразным подарком волжан выдающемуся композитору, который отметил девяностолетие.

«Что касается сезона в целом, то могу сказать, что коллектив переживает нелёгкое время – процесс смены поколений. Со сценой прощаются опытные мастера, им на смену приходят молодые. Поэтому сезон отмечен большим количеством актёрских премьер: у многих артистов состоялось несколько дебютов в различных спектаклях».

По сложившейся традиции Новосибирский театр оперы и балета завершил 58-й сезон премьерой – на этот раз балетом Минкуса «Дон Кихот» в постановке главного балетмейстера театра Сергея Вихарева по хореографии Петипа и Горского. Автор корреспонденции Татьяна Гиневич назвала спектакль «яркой вершиной сезона».

«Для текущего балетного репертуара были свойственны праздничные интонации. Целая серия удачных дебютов свидетельствовала о том, что в труппе появились новые имена… В конце 2002 года в театре состоялась VI церемония вручения Международной премии «Филип Моррис-Дебют-2002». Премия вручалась по итогам сезона 2001-2002 г.г., и победители получали приз, созданный Европейским центром искусств в Швейцарии.

Весной труппа чествовала своего художественного руководителя Сергея Крупко, в недавнем прошлом одного из самых ярких характерных танцовщиков театра, который отметил 50-летие.

В небольшой по объему заметке Романа Володченкова достаточно полно изложена история создания и сценической жизни балета Михаила Фокина «Синяя борода». «Фокин не пытается экспериментировать или заниматься поиском новых форм, эта его работа, скорее, итог накопленного им богатого творческого опыта. Он не боится даже использовать цитаты из классического наследия Петипа, от чего спектакль только выигрывает, приобретая столь необходимые ему логичное построение и динамичное развитие.

Сегодня «Синяя борода» вновь возвращается к российскому зрителю. Театр балета под руководством Лилии Сабитовой возобновил спектакль, показав его на сцене Московского дома ученых.

О новостях Саратовской Оперы пишет Светлана Потемкина. «В конце июня балетная труппа завершила сезон премьерой спектакля «Ромео и Джульетта» в хореографии Л.Лавровского. Постановку осуществил Михаил Лавровский.

В программу шестнадцатого Собиновского фестиваля, традиционно состоявшегося в мае, вошел «Дон Кихот» с приглашенными московскими солистами и была показана премьера нынешнего сезона – балет «Лебединое озеро», перенесенный из Мариинского театра Борисом Бланковым. Так, в октябре 2002 года на Саратовской сцене впервые появились черные лебеди…»

Заметка Натальи Качевской посвящена воронежской премьере балета «Лебединое озеро», приуроченной ко Дню славянской письменности и культуры. Нынешняя премьера ознаменована обращением к редакции К.Сергеева, которую осуществил солист балета Мариинского театра Дмитрий Корнеев.

Сценограмма балета

Рубрика «Сценограмма балета» включает три статьи.

Добро пожаловать в ад

Статья Анны Галайды «Добро пожаловать в ад» рецензирует эксклюзивный спектакль «Весна священная» французского хореографа Режиса Обадья в Русском камерном балете «Москва».

Действие новой «Весны священной» разворачивается после техногенной катастрофы в пространстве, напоминающем «зону» Тарковского. Обадья, который неоднократно работал с музыкой своего любимого Стравинского, интересует в «Весне» не только первобытный ужас и преклонение перед непознаваемостью жизненных законов. Ритуальные танцы шести юношей и шести девушек могут принадлежать как постиндустриальной эпохе, так и тысячелетнему прошлому. Вобравшие в себя множество танцевальных техник и стилей, они универсальны в своем лаконизме. Обадья сталкивает группы и растаскивает их, как сначала срывает платья с танцовщиц, а потом снова заставляет их одеваться. Он тратит силы, пересказывая страшные сказки о бездушном мире, из которого нет выхода. Но следишь не за рассказами о «боязни заглянуть в глубины своей собственной души», а за красотой геометрических фигур, расположенных на скобах металлической стены, за энергией тел, покрывающихся слоем песка, за трансформацией хороводов, выбрасывающих из своего круга Избранника и Избранницу, которых кидает друг на друга толпа. Их история – тоже только повод для исступленного танца».

Петербургская повесть

Вторая принадлежит перу Ольги Розановой и называется «Петербургская повесть». Автор делится своими впечатлениями о петербургском показе спектакля Большого театра «Пиковая дама», поставленном Роланом Пети и удостоенного Государственной премии России.

«Для Пети пушкинский герой прежде всего маньяк, одержимый идеей игрок, не лишенный, впрочем, романтического ореола. Не случайно на эту роль хореограф выбрал Николая Цискаридзе – рослого танцовщика с эффектной внешностью и уникальными данными. Не случайно подкрепил собственную концепцию Шестой симфонией Чайковского, ее трагической мощью и божественной лирикой. Правда, Пети обошелся с гениальным творением – предсмертной исповедью композитора – весьма бесцеремонно, разбив цельность музыкальной драматургии.

Перекомпонованная симфония обеспечила действию безупречную логику, неуклонно нарастающий эмоциональный накал и шоковой силы взрыв в финале. Верный себе, Пети намеренно противопоставляет героя-личность безликому обществу, увиденному сквозь иронический прищур…

Есть и еще один немаловажный аргумент в защиту хореографа – блестящие актерские работы Николая Цискаридзе и Илзе Лиепа, достойные занять свое место в сценической истории «Пиковой дамы». В балете Пети взаимоотношения Германна и Графини неоднозначны: то антагонисты, то тайные союзники.

Игра безумца с судьбой закончилась крахом. Но автор спектакля вышел из переделки победителем. Он щедро подарил талантливым артистам спектакль-бенефис. А сам предстал большим мастером, овладевшим всеми «тайнами» ремесла. Возможно, его обращение с повестью Пушкина покоробит всезнающих пушкинистов, а перекройка симфонии Чайковского вряд ли придется по душе музыковедам. У зрителей же балет Пети пользуется шумным успехом, завоевывая все новые сердца. И как бы ни относиться к «Пиковой даме» «на французский лад», нельзя не признать ее театральных достоинств».

Улыбка Алексидзе

«Доводилось ли вам видеть анакреонтический балет? Если да, то вам крупно повезло. Анакреонтика, популярная со времен Новерра и Дидло, в ХХ веке покинула балетные подмостки» - так начитается статья Ольги Розановой о балете «Сильвия», появившемся в Петербурге в мае 2003 года и показанная на сцене Эрмитажного театра. В начале статьи автор вспоминает немногочисленные прежние прочтения «Сильвии» на русской сцене.

«Замечательная музыка Делиба вдохновила Георгия Алексидзе на создание одноактного балета для воспитанников Академии русского балета имени А.Я.Вагановой. Учебно-производственные задачи подсказали художественное решение: трехактный балет сжат до двух картин, действие сведено к минимуму и «растворено» в танце, сюжетные подробности, пространно изложенные в либретто, отсутствуют. История Сильвии и Аминты для Алексидзе лишь повод, чтобы развернуть вереницу танцевальных номеров, подсказанных музыкой. Наиболее ценные фрагменты партитуры Алексидзе скомпоновал в сюиту сообразно сюжетным и зрелищным задачам. Чередование массовых, ансамблевых и сольных танцев обеспечивает смену впечатлений и вместе с тем позволяет юным артистам проявить разнообразные профессиональные навыки.

В балете заняты ученики всех возрастных категорий. Балет, сплошь составленный из танцевальных номеров, длится около часа и смотрится с не слабеющим интересом. В чем же секрет? А никакого секрета нет. Есть точный расчет мастера, знающего, как распределить краски, чтобы избежать монотонности, и есть талант хореографа, в совершенстве владеющего искусством композиции.

Исполнители главных и сольных партий на двух премьерных спектаклях (с разными составами) выдержали испытание с честью, обнаружив отличную выучку и не по годам уверенное владение сценой.

Анакреонтика предстала в формах современного классического балета. На сцене были и любовь, и общее веселье, и даже чарки с вином. Но было и то, что существует без предписаний: любовь к искусству, общая радость от доведенной до конца и ладно сделанной работы. Было событие, достойное войти в культурную летопись Петербурга».

Мир балета

Бриджитт Лефевр: «На разности индивидуальностей зиждется искусство»

- Первая публикация рубрики - эксклюзивное интервью с Брижитт Лефевр, директором балетной труппы Парижской оперы. Корреспондент журнала Виктор Игнатов встретился с Брижитт Лефевр после вручения приза Международной ассоциации деятелей хореографии «Benois de la Danse», состоявшейся в Большом театре России, и мировой премьеры балета «Маленькая танцовщица Дега», прошедшей в Париже, а также в преддверии постановки там же «Ивана Грозного» Юрием Григоровичем.

Разговор охватывает широкий спектр вопросов: о значении приза «Benois de la Danse», о работе его Международного жюри, об отношении к конкурсам, об уникальном вкладе в искусство балета хореографов старшего поколения: Юрия Григоровича, Мориса Бежара и Ролана Пети.

Гостья рассказала о репертуаре Парижской оперы, о принципах, в соответствии с которыми формируется репертуар, о предстоящих гастролях балета Большого театра в Париже, о том, как создавался спектакль «Маленькая танцовщица Дега» и, конечно, о своих московских впечатлениях…

Маленькая танцовщица: жизнь и судьба

- Рецензия Виктора Игнатова словно продолжает «французскую тему» и посвящена премьере «Маленькая танцовщица Дега» в Парижской опере. Сюжет балета непосредственно связан с историей этого знаменитого театра. Идея создания спектакля принадлежит Брижитт Лефевр, которая заинтересовалась исследовательским очерком Мартин Кахан, опубликованном в связи с реставрацией статуи Эдгара Дега «Маленькая 14-летняя танцовщица». Автору статьи удалось выяснить судьбу Марии Ван Гоэтен, запечатленной в этой знаменитой скульптуре. Трагическая история жизни семьи Ван Гоэтен оказалась настолько увлекательной, что Лефевр попросила главного балетмейстера труппы Патриса Бара поставить спектакль на музыку, которая была заказана Дени Левайану.

Балет рассказывает о судьбе девушки из бедного квартала Парижа. Героиня – образ собирательный, в нем переплетаются сложные биографии двух сестер Ван Гоэтен, ангажированных Парижской оперой. Но вначале Мария два года училась в школе танца. В 1880 году она была принята в балетную труппу театра и стала моделью Дега.

Эта грустная история, в которой сплетаются эпизоды тюремного быта, атмосфера сплетен, зависти, предательства - предстает в спектакле несколько опоэтизированной романтическими видениями Марии, мечтавшей стать звездой балетной труппы.

«Патрис Бар использовал классическую лексику, придав ей современную нюансировку. Это внесло свежесть в спектакль, решенный в традиционной балетной форме. Главная же удача Бара состоит в том, что его хореография дышит живописью Дега, особенно в картинах танцевального класса и бала в Парижской опере».

Римские каникулы

- Статья Станиславы Щуковой «Римские каникулы» завершает рубрику. В ней рассказывается о весенних гастролях балетной труппы театра Римской оперы, которой руководит Карла Фраччи, на сцене Большого театра. В Москве знаменитый театр выступил в рамках ежегодного фестиваля «Черешневый лес» по приглашению Фонда Мариса Лиепы.

Автор предлагает читателям истории создания и восстановления спектаклей «Русских сезонов»: «Весна священная» и «Игры» Вацлава Нижинского, а также «Шехеразада» Михаила Фокина, которые показали итальянцы. Эти утраченные балеты были значительными событиями в истории хореографии XX века.

Еще одним открытием гастролей стали «Три танца Айседоры Дункан», поставленные в 1990 году Миллисент Хадсон для Карлы Фраччи. Она пыталась воссоздать танец, который, словно предчувствуя гибель детей, Айседора показала в 1913 году Элеоноре Дузе. Но, несомненно, главным событием гастролей стала «Весна священная», которую Стравинский считал лучшей постановкой своего балета. Римский балет это подтвердил.

«Не жизни жаль...» Барышников - Mr.XYZ

- Статья известного фотохудожника Нины Аловерт посвящена мини-балету, который называется Mr.XYZ. Его показывала в Нью-Йоркском театре Джойс труппа Ballet Tech, созданная известным американским хореографом Элиотом Фелдом.

Главную партию в этом балете-монологе исполнил Михаил Барышников, который не первый раз работает с Фелдом. «Как известно, Барышников, расставшись с классическим балетом и посвятив себя театру модерн, перестал создавать образы в спектаклях, он теперь постоянно выступает с танцевальными монологами. Обычно – это философские, исповедальные «притчи». Mr.XYZ оказался сочетанием блистательной актерской работы и исповеди». О многом говорит уже само название. XYZ – последние буквы английского алфавита. Конец алфавита по замыслу хореографа символизирует конец жизни.

Барышников создает психологический портрет глубокого старика, который естественно не соответствует образу самого 55-летнего танцовщика. Монолог Mr.XYZ для Барышникова – это способ высказать свои горькие размышления о жизни и смерти. Недаром артист вплел в танцевальный сюжет отрывки из своей сценической биографии.

Наделив Mr.XYZ автобиографическими чертами, Барышников как будто побоялся впасть в сентиментальность и изобразил старика без жалости и снисхождения. «Но старик Барышникова многогранен, местами он смешон и почти карикатурен. Mr.XYZ – это сплав откровенного лицедейства, иронии и трагических откровений самого артиста».



Балет-парад

Золотой Ролан

В рубрике «Балет-парад» публикуется статья «Золотой Ролан» Аллы Михалевой, посвященная национальной театральной премии «Золотая маска». «К этой премии можно относиться по-разному, но то, что она стала неотъемлемой частью российской театральной действительности, – сегодня уже не подлежит сомнениям». Автор рассказывает о наградах и участниках, анализирует балетные спектакли и российский современный танец, представленные программой «Золотой маски».

«В области contemporary dance «Маска» постепенно превращается в ежегодное состязание между собой одних и тех же людей и коллективов. Как правило, это: Евгений Панфилов (уже посмертно участвовавший в «Маске» 2002-2003 года), Ольга Пона, Татьяна Баганова, Геннадий Абрамов и более редкий гость Саша Пепеляев

В области балета круг избранников также сузился почти до предела. Тут, отрешившись от лишних претендентов, традиционно конкурируют Москва и Петербург… В связи с чем возникает соображение: а не стоит ли организаторам фестиваля подумать о том, чтобы проводить фестиваль, скажем, раз в два года, дабы за это время накапливались свежие силы и круг претендентов становился шире. Хотя, тогда первопрестольная лишится права на ежегодный театральный парад достижений, что тоже – обидно».

Время балета

Арка Хосе Лимона

Рубрика «Время балета» предлагает статью «Павана мавра» молодого исследователя Гульнары Сабрековой. «Более полувека на балетных сценах мира идет «Павана Мавра» Хосе Лимона на музыку Генри Перселла - одна из блистательных хореографических трактовок Шекспира, созданная по мотивам трагедии «Отелло». Получив признание и высочайшую оценку после премьеры, она прочно утвердилась в репертуаре самых известных балетных трупп мира».

Автор предпринимает попытку научно объяснить, чем обусловлен столь значительный интерес к балету; рассматривает эстетическую категорию трагического, ритуальный смысл действия, жанровую основу спектакля (ею стала средневековая павана с ее внутренней экспрессией в предельно интимной атмосфере). Художественная система американского танца модерн позиционируется как культурный феномен ХХ века Этическая сторона танцевальной трагедии связывается со значением танца как христианского ритуала.

В статье приводятся интересные факты о композиторе и хореографе, их эстетических и художественных позициях, рассказывается о разных актерских трактовках спектакля.

«Павана» действительно являет собой «бесконечный эксперимент», где зрительский опыт способен уловить и трагедию рока, столь характерную для испанской культуры, и христианский мотив «разрушения ИСТИНЫ», предстающий как убийство невинной жертвы. Здесь потрясает феномен человеческой страсти, столь опасный в своей непредсказуемой стихийной силе и неизменно влекущий к саморазрушению и смерти. Наконец, здесь, в замкнутом пространстве модерна, все отчетливей предстают отчужденность и трагизм одиночества, столь характерные для ХХ века...»





главная

наверх