Разделы:

Адрес редакции:
129110, Москва, Проспект Мира, дом 52/1. 
Тел./факс: (095) 688-2401 
Тел.: (095) 684-3351

This site best viewed with I.E. 5.0 or higher, 1024/768 resolution.
(C) Copyright by Ballet Magazine, 2000. 
Design by L.i.D.

 
В номере | Аннотации статей

  Балет № 1  [155]  Январь-Февраль   2009 

  -- Открывается журнал новогодним обращением редакции к читетелям, затем вниманию читателей предлагается «Концепция  развития образования в сфере культуры  и искусства в Российской федерации на 2008-2015 годы».  Концепция была одобрена правительством Российской федерации в августе 2008 года.
-- В рубрике «Балетная тема» публикуется письмо Тамары Неугасовой, артистки балета Кировского (Мариинского) театра в 1951–1978 гг. Оно посвящено книге Юлии Яковлевой «Мариинский театр. Балет. ХХ век», которая вышла в свет несколько лет назад. Тогда сотрудники редакции решили «пройти мимо» безответственных «очерков визуальности», сосредоточив внимание на достойной балетной литературе. Полученное из Амстердама, где сейчас проживает Т.Неугасова, письмо побудило редакцию изменить свое решение. Ее взволнованный отклик, во многом разоблачающий текст  «неофита от балетоведения»,  убедил – нельзя оставлять без ответа малограмотную книгу, которая оскорбляет тех, кто создавал славу отечественного балета, кого уже нет с нами и кто не может ответить, и тех, кто и сейчас отдает свои силы и знания русскому искусству танца. Письмо Т.Неугасовой содержит доскональный анализ книги.

-- «Новый балет» знакомит с премьерой Большого театра, так называемой тройчаткой, и спектаклем Казанского театра «Спартак». Вечер в Большом составили гран-па из классической «Пахиты» – творения великого Петипа, современная композиция на музыку Л.Десятникова «Русские сезоны» в хореографии А.Ратманского и «Симфонии до мажор» Дж.Баланчина. Балеты представляют собой значительное событие, ознаменовавшее сезон главного театра страны. Валерия Уральская, давая положительную оценку «Пахите», пишет: «Пахита» – это парад балерин. Вместе с тем, это триумф классического танца. Петипа – фантаст сочетания элементов классического танца в композиции-характеристики. Каждая вариация – завершенная образная миниатюра. А исполнительницу, модель его авторского создания, в пору сравнить с вылепленной Пигмалионом Галатеей. … Благодаря высокой культуре предложенного Ю.Бурлакой понимания классического наследия встал вопрос о самоанализе исполнительского мастерства – гордости того Большого, который дорог всем профессионалам, балетоманам и просвещенному зрителю и как хранитель традиций, и как первоэкранный экспериментатор».
Светлана Наборщикова, анализируя «Русские сезоны» как балет о России и русских, считает, что в нем читается негласная отсылка к творческим исканиям Дягилева и Стравинского, к «их общему с Брониславой Нижинской детищу – незабвенной «Свадебке», сочинению не слишком популярному, но в профессиональной среде весьма почитаемому. Можно сказать, что новый балет сработан по этой модели – со всем постмодернистским изяществом и с полагающимся в таком случае пересмотром первоначальной концепции».
Статья Ольги Розановой о казанском «Спартаке» называется «Два гладиатора и толпа». Георгий Ковтун приступил к работе, когда не прошло и полгода со дня премьеры его скандально знаменитого «Спартака» в Михайловском театре, который автор первоначально озаглавил «Два гладиатора». В казанском спектакле Спартак и Красс сделались... братьями, и … «вышел балет-притча о безрассудстве рода человеческого, проводящего жизнь в разгульных пирах и кровавых бойнях». В нем немало от мелодрамы. «Что ж, мелодрама – законный и к тому же любимый широкой публикой жанр. А Ковтун знает в нем толк». «Казанский спектакль не похож ни на один из предшествующих. 

Он не столь совершенен, как знаменитый спектакль Юрия Григоровича, но при всей громогласности и пестроте оригинален, сценически эффектен и концептуально значителен». 
-- Ольга Гончарова в статье рубрики «Балет-парад» рассказывает о Фестивале современной хореографии в Витебске (IFMC), куда по традиции привозят все главные спектакли современного танца, вдохнувшие свободы постсоветской территории. «Фестивалю двадцать один год – столько же примерно и самому современному танцу в нашей стране. Так хочется называть территорию, с которой съезжаются сюда труппы, имеющие  одно происхождение – Советский Союз». Представители других стран приезжают тоже, но это скорее исключения. Автор подробно знакомит со спектаклями-участниками – и теми, кто вошел в программу off, и теми, что участвовали в конкурной борьбе. «Из особенностей стоит отметить резкий качественный скачок белорусских танцовщиков и хореографов. Одной тенденций стало тяготение к фольклору, использование фольклорной музыки и народной пластики в современном танце». Члены экспертного совета окрестили фестиваль этого года «медицинским» - на сцене появлялись врачи и их пациенты. Исполнительский профессионализм отмечен как еще одна отличительная черта фестиваля: говорить мы научились, теперь нужно, чтобы было, что сказать. Современное искусство в ожидании личностей.
«Ай да сапожок, ай да кружево» - вторая статья рубрики – о Пятом всероссийском конкурсе на приз В.М.Захарова, где по условиям один из обязательных номеров в программе коллективов должен содержать мотивы одного из народных промыслов России. Юлия Копанева описывает выступления коллективов, приехавших из самых разных городов России, в которых можно было увидеть воочию, как танец и прикладное искусство, сливаются воедино. «Конкурс стал еще одним свидетельством многообразия русской народной хореографии, продемонстрировал, насколько яркими, современными могут быть композиции, поставленные на основе традиционной хореографической культуры».

-- «Имя в балете» открывается творческим портретом Евгении Образцовой, солистки Мариинского театра, сцена которого диктует своеобразный закон. «Здесь испокон веку танцевали чистую классику, гордясь традициями, школой и – голубой кровью, просвечивающей в манере петербургских танцовщиков». По мнению автора Екатерины Ширяевой, ее героиня не вписывается в этот «мариинский» формат. В свои двадцать четыре года Евгения Образцова успела закончить Академию русского балета им. А.Я.Вагановой, получить несколько престижных премий, станцевать Сильфиду, Жизель, Джульетту, Ширин, Флору, Аврору, Марию. Образцова «не относится к тем балеринам, о которых много и громко говорят в прессе. Наверное, все дело в акварельности ее артистической индивидуальности. В свои партии Образцовой удается внести то, что не всегда удается даже именитым: индивидуальность. Евгения живет на сцене со всей непосредственностью инфанты, … за внешней детскостью и непосредственностью кроется глубокое содержание, мысль, своего рода message. Heслучайно ее называют «думающей балериной». 
Александр Максов подробно описывает творчество солиста Большого театра Андрея Болотина, который относится к тем, кого называют «детьми кулис», кому уготована судьба продолжателя балетной династии. Окончив училище в 1996 году с красным дипломом, Болотин пополнил, как заведено, кордебалет Большого театра. Первой серьезной классической партией, исполненной на третьем году работы, стала партия Голубой птицы в «Спящей красавице». Затем – немало сольных партий в балетах текущего репертуара и премьерах. «В этой раздольной сфере творчества проявляется узнаваемый исполнительский стиль. Помимо интеллигентности и лирической мечтательности, он проявляется и в той скромности, с какой Болотин держится на сцене – без натужного премьерского пафоса, утрированных величавой поступи и горделивой осанки». Сегодня в репертуаре Болотина главные партии     в «Тщетной предосторожности», «Дон Кихоте», «Жизели», «Сильфиде», исполняемые не только на родной сцене Большого. 
Наталья Садовская в статье «Танец как судьба» рассказывает о своей коллеге Юламей Скотт, и начинает с преамбулы: «характерный танец как целый слой отечественной культуры и давней традиции русского балета постепенно уходит в небытие...». Вспоминает времена, когда на сцене царили примы характерного танца, а однажды в их дивном букете появился экзотический цветочек – выпускница Московского хореографического училища Юламей Скотт. Вскоре Маджи (так ее звали в театре, так зовут и сейчас) заняла в труппе положение характерной солистки, станцевав шестьдесят партий. Хореографы большинства творений великие мастера: К.Голейзовский, Л.Якобсон, В.Вайнонен, И.Моисеев, Л.Лавровский, Ю.Григорович. «Своеобразная внешность, богатство пластических красок, уникальные физические возможности помогли Юламей Скотт обрести репутацию одной из лучших исполнительниц восточных танцев». Маджи – танцовщица-интеллектуалка. Жажда художественного творчества, стремление созидать привело ее к сочинительству. Вместе со своим мужем – артистом и педагогом Юрием Папко (их союзу пятьдесят лет) они поставили в различных российских и зарубежных театрах множество балетных спектаклей – и многоактных, и камерных.

-- "Балетные чтения" уже по традиции отданы для публикации фрагментов готовящихся диссертаций. Первая научная статья называется «Параллели развития культуры, права и искусства». Алексей Крюков так определяет цель своей работы: «Показать актуальность и перспективность направления культурологического исследования, которое до настоящего времени практически не разрабатывалось в отечественной культурологии и правовой культурологии в частности. Речь идет об изучении характера и динамики развития правовой культуры (в том числе собственно права) в непосредственной взаимосвязи с развитием искусства».
Владимир Кирсанов собрал редкий материал о Джине Келли, который вошел в историю как танцовщик и хореограф музыкальных фильмов Голливуда. Во многом благодаря ему танец в кино стал массово-популярным. О педагогической деятельности танцевального кумира двадцатого столетия, его школе, спектаклях, поставленных в разные годы на разных сценах, о том, какими непростыми путями он шел к разработке эстетики танцевально-эстрадного шоу – предлагаемый фрагмент научного исследования.

-- «Завершился 2008 год – год, когда весь мир отметил столетия Симона Вирсаладзе, Татьяны Устиновой, Владимира Голубова (Потапова), Надежды Надеждиной… Этой статьей мы хотим вспомнить об одной из ярчайших представительниц знаменитой династии Мессереров – Суламифи Мессерер», – такими словами вреза открывается рубрика «Время балета». Валерия Уральская рассказывает о ярких сценических образах танцовщицы, о фантастической трудоспособности и неуемности характера одной из самых непредсказуемых в поступках балерины, о концертной и гастрольной активности Суламифи Михайловны, о том, что она одной из первых выехала на гастроли за рубеж и покорила в дуэте с братом Асафом Мессерером Европу, о человеческом бескорыстии и смелости, и, конечно, о ее педагогическом даре. «Даже при самом большом желании перечислить всех ее учеников невозможно – ведь более чем полувековой стаж объял учащихся и артистов практически всех континентов, а это означает, что ей приходилось адаптировать свой педагогический опыт к не похожим друг на друга традициям, физической структуре тел, национальным характерам. Человек широких взглядов, Суламифь Михайловна в отличие от многих апологетов классической школы танца умела ценить творчество представителей других направлений хореографии, в том числе и самых современных». 
Елена Преснякова перелистывает страницы творчества Надежды Сергеевны Надеждиной, которая создала и оставила потомкам ансамбль «Берёзка», ставший одним из символов России. «Опоэтизировав березку в танце, Надеждина не предлагала раз и навсегда застывший хореографический образ. У каждого зрителя возникает свое собственное видение чуда, воспетого хореографом». Автор вспоминает танцы, исполненные недавно в Государственном Кремлевском дворце на вечере в честь столетия Надежды Надеждиной, то наследие, которое сегодня сохраняет Мира Михайловна Кольцова – художественный руководитель и главный балетмейстер коллектива, совершая ежедневно подвиг самоотдачи. Приложение к статье – благодарственное письмо ветеранов ансамбля «Березка», преисполненных впечатлений от прекрасного концерта.

-- «Мир балета» приглашает в путешествие. Сначала – с Александром Фирером в Гавану на XXI Международный фестиваль балета. «Мы говорим: «Кубинский балет», подразумеваем «Алисия Алонсо». И наоборот. Алонсо подняла кубинский балет до мировых стандартов и сделала его известным на весь Свет. Под патронажем и при ежедневном присутствии на представлениях кубинской Дивины классического балета ХХ века в течение десяти дней проходил грандиозный фестиваль балета в Гаване». Его спектакли и концерты показывались в театрах «Америка», «Мелья» и в Большом театре Гаваны имени Гарсия Лорки, на подмостках которого когда-то выступали знаменитые артисты, в том числе Фанни Эльслер и Анна Павлова. Об участниках фестиваля, его спектаклях, уважаемых гостях и мастер-классах – узнают читатели. «Фестиваль завершился грандиозным гала с великолепным апофеозом: галантные кавалеры Плисецкий и Атанасов вывели на сцену гранд-даму мирового балета Алисию Алонсо, приветствуя ее коленопреклоненно».
В очерке Виктора Ванслова рассказывается о болгарском хореографе Хикмете Мехмедове. «По происхождению он турок, но родился и живет в Болгарии, культура которой стала для него родной, и в нее он внес свой творческий вклад. Мехмедов плодовитый художник, создавший за время своей творческой деятельности множество произведений в самых различных жанрах, ставил спектакли в Национальном театре оперы и балета Софии, работал балетмейстером в городе Руса, а последние пятнадцать лет возглавляет балетный коллектив в театре большого города Бургаса, профессиональную культуру труппы которого он поднял на новый уровень. …Одна из главных тем творчества Мехмедова – тема человека и окружающей среды, героя и толпы, художника-творца и враждебного ему мира. Эта тема по-разному варьируется в таких спектаклях Мехмедова, как «Весна священная» И.Стравинского, «Любовь-волшебница» Мануэля де Фалья, «Вальс» и «Болеро» М.Равеля, «Одна ночь в Париже» на сборную музыку, «Крестоносцы» А.Иосифова. О последнем спектакле, а также о поэтических миниатюрах хореографа автор пишет подробно.
Нина Аловерт освещает спектакли Американского балетного театра (АБТ), который ежегодно выступает осенью в Нью-Йорке в Сити Центре. В этом году осенний сезон был посвящен 100-летию со дня рождения Энтони Тюдора, одного из крупнейших хореографов XX века, сыгравшего большую роль в создании репертуара АБТ. Тюдор начал работать с АБТ и как танцовщик, и как штатный хореограф в 1939, почти в каждом сезоне в репертуар театра входили новые постановки Тюдора, созданные специально для АБТ или перенесенные автором из тех театров в Европе, с которыми он продолжал сотрудничать. Последний балет «Фанданго» Тюдор поставил для АБТ в 1988 году. Спектакли, показанные нынешней осенью, подробно освещаются автором, а также рассказывается о хореографах и артистах, связанных с АБТ.

-- "Информ-балет" включает немало статей и заметок. Среди них – впечатления об открытой репетиции проекта «Короли танца», проходившей в зале Музтеатра имени Станиславского и Немировича-Данченко, на которую пригласил журналистов продюсер Сергей Данилян  перед туром "Королей танца" по городам России. Ольга Гончарова представила новых монархов-2008, так как престол сохранил только Николай Цискаридзе. 
Читатели узнают о балетных новостях Михайловского театра, первой премьерой 176-го сезона которого стал балет «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева в постановке Олега Виноградова. А также о летних гастролях на сцене лондонского театра Колизей, осенней «Жизели» на сцене театра Ла Фениче в Венеции, о праздновании юбилея Никиты Долгушина, долгожданном возвращении на сцену Фаруха Рузиматова, о новой постановке «Кармен». В планах - благотворительные вечера балета в помощь фонду «Подари жизнь». 
Рубрика информирует об итогах Всероссийского конкурса артистов балета имени Галины Улановой в Красноярске, учрежденного Министерством культуры Российской Федерации в сотрудничестве с администрацией Красноярского края. Сообщается о фестивалях: «Золотой Маске», спектакли программы пройдут в Москве с 27 марта по 17 апреля 2009 года; завершившемся недавно в Самаре Десятом фестивале классического балета имени Аллы Шелест;  о прошедшем в декабре в Кировской области Пятом  региональном фестивале искусств, посвящённом празднованию Дня области; о Фестивале-смотре государственных хореографических учебных заведений России, состоявшемся в Москве. 
Среди мозаики новостей - премьера новой версии балета Кара Караева «Семь красавиц», поставленного петербургским хореографом Василием Медведевым в Баку; новые работы авторского театра хореографа Раду Поклитару «Киев модерн-балет»;  премьера балета «Ромео и Джульетта» в хореографии американца Марка Морриса в Лондоне. В канун Рождества на балетной сцене Челябинска состоялась премьера дивертисментного спектакля «Золотой век», который поставил столичный хореограф Юрий Бурлака. В Якутии готовится премьера балета «В тени ветров» в постановке французского балетмейстера Лорана Левассера. В Перми покинула сцену прима-балерина театра Елена Кулагина. Знаменитый французский кутюрье Пьер Карден стал почетным членом Российской академии художеств, а Борис Эйфман  приступил к работе над версией балета «Евгений Онегин». 

-- Рубрика «Памяти»… На ее страницах вспоминаются те, кто завершил свой жизненный путь: Шамиль Ахмедович Терегулов, Владимир Николаевич (Вахапжан Ниязович) Салимбаев, Джеральд Арпино, Клайв Барнс. Уходит ХХ век… 

-- Журнал открывает «Клуб любителей балета». «Исторически в жизни балетного театра России сложился своеобразный институт – поклонников Терпсихоры. Преданных своему увлечению людей называли балетоманами, из числа которых, кстати, происходят первые историки и критики балета, а также и первые коллекционеры». О том, как сегодня общаются знатоки балета, которым и зрители, и профессионалы обязаны множеством зафиксированных свидетельств об истории балетного театра, что привело их в мир танца – тема статьи и миниинтервью с деятелями «Общества любителей большого балета»: Михаилом и Ириной Смондыревыми, организаторами удивительных встреч в Театральном музее имени А.А.Бахрушина,  Соломоном  Пясик, Натальей Рябовой.

-- В честь зимних праздников журнал публикует веселый новогодний дивертисмент из исторических анекдотов и высказываний. 
-- «Вернисаж балета» представляет выставку в залах Государственного музея А.С.Пушкина с длинным названием «Ассоциации. Балетмейстер – Фотограф – Танцовщик. Касьян Голейзовский. Леонид Жданов. Николай Цискаридзе». Экспозиция насчитывает около ста показанных впервые фоторабот, сделанных более сорока лет назад Леонидом Тимофеевичем Ждановым. Для него, в прошлом премьера балета Большого театра, известного педагога, профессора Московской академии хореографии, друга и единомышленника Голейзовского, занятие фотографией давно стало второй профессией. О выставке – очерк Ольги Шкарпеткиной. А Евгений Маликов, которому жизнь в танце открыли Зинаида Серебрякова и Эдгар Дега, в своем поэтическом тексте рассказывает о датском фотохудожнике Йоне Йонсене Обширная коллекция его работ, показанная в галерее FOTOLOFT, свидетельствует: проект «Тело в завоеванном пространстве» он хорошо продумал, отнесся к делу так, как относились к нему пейзажисты в добарбизонскую эпоху: то есть картины свои создавал в студии, внимательно прежде изучив объект, сделав – уверен – множество эскизов. Результат получился достойный».
-- В разделе «Библиотека балета» журнал рассказывает о новых книгах: замечательной книге-альбоме «Незабываемая», посвященной памяти Натальи Бессмертновой; о новой книге Вадима Гаевского «Хореографические портреты», энциклопедическом словаре « 2500 хореографических премьер ХХ века(1900-1945)»; о сборнике «Жемчужина русского балета- Ольга Спесивцева» и других интересных изданиях.
-- Post scriptum главного редактора Валерии Уральской – о традициях, их жизни в настоящем и будущем. «Для многих и многих поколений эта проблема вбирает в себя соотношение необходимого эксперимента – поиска своей тропы в жизни, творчестве, восприятии истории и понимании верности традиции как биоклетке культурного генофонда нации. Не только в спорах теоретиков и оценках журналистов, не только в противостоянии поколений, но в самой творческой практике творцов и руководящих управленческих структурах эта проблема остается актуальной и самой своей незавершенностью, дискуссионностью способствует, как ни странно, созидательной многополярности прогресса. Потому хотелось обратить внимание лишь на один аспект, а именно – на уровень знаний, нравственности и художественной ответственности, как хранителей культурного наследства, так и его  «ниспровергателей» – экспериментаторов. Естественно ни запретами, ни законами регулироваться эти творческие процессы не могут и не должны – это бессмысленно в своей основе. Есть только один путь – образование». 


главная