Разделы:

Адрес редакции:
129110, Москва, Проспект Мира, дом 52/1. 
Тел./факс: (095) 688-2401 
Тел.: (095) 684-3351

This site best viewed with I.E. 5.0 or higher, 1024/768 resolution.
(C) Copyright by Ballet Magazine, 2000. 
Design by L.i.D.

 
В номере | Аннотации статей

Балет № 2  [150]  Март-Апрель  2008

По традиции номер журнала «Балет» открывается рубрикой «Балетная тема», которая продолжает обсуждение актуальных проблем, связанных с современной деятельностью балетных коллективов. Беседа главного редактора журнала Валерии Уральской с ректором Московской академии хореографии Мариной Леоновой свелась к общей проблеме: новые концепции образования и развитие балетного театра, смена его репертуара, – как соотносятся они с одним из самых богатых традициями институтом обучения классическому танцу? В суждениях Леоновой слышатся как обеспокоенность рядом процессов, так и смелое желание увидеть главное и принципиальное в решении задачи: школа – театр будущего. "Концепция театра XXI века наглядно претерпевает быстрые изменения. Этого нельзя не только не замечать, это необходимо приветствовать, отыскивая в складывающейся ситуации те верные соотношения и рычаги, которые позволят развиваться, сохраняя, и, сохраняя, развиваться. Для этого нужно ответить на два главных вопроса. Первый – в чем заключается то главное, что определяет непреходящее значение нашей школы? …Какие необходимо создать условия для того, чтобы выполнить миссию сохранения русской школы классического танца нашему поколению, передав ее в будущее?" 

Блок материалов представляет лауреатов приза "Душа танца".
-- Открывает рубрику статья Виталия Вульфа о Наталии Бессмертновой. "Невесомый танец Бессмертновой остался в памяти навсегда. Романтическая балерина прослужила в Большом театре тридцать четыре года. Она появилась в Большом, танцуя в «Шопениане» Седьмой вальс. Тончайшее чувство стиля и духовная сосредоточенность танца заставили сразу заговорить об ее уникальном даровании. Но «звездный час» был впереди, пройдет два сезона и Бессмертнова станцует с Михаилом Лавровским «Жизель» - балет, который принес громадный успех. "Отрешенность танцевальной манеры станет впоследствии главной чертой ее танца". Автор рассказывает об исполненных балериной партиях в балетах «Лебединое озеро» (редакция Григоровича), «Легенда о любви», «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный». "Думаю, что после «Жизели» балерина никогда не подымалась до таких высот, как в партии Анастасии. Ее пластика рождена точным знанием иконописного искусства, и образ невольно напоминал картины Врубеля". Далее автор анализирует историю событий в Большом театре за последние двенадцать, достойную пера большого романиста. "Казалось, что балет навсегда останется ее судьбой, но нет, жизнь преподносит самые неожиданные и не только опасные повороты. Под своим знаменитым прошлым она подвела черту. …Бессмертнова верна своему прошлому, только не любит об этом говорить. Что ж делать, если ее уверенное мастерство оказалось не нужным Большому театру". 
-- Л.Майская начинает свой очерк о Маргарите Дроздовой - приме Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко с воспоминаний об уникальной спектакле "Лебединое озеро" Владимира Бурмейстера. Сорок лет назад в нем появилась прежде никому неизвестная воспитанница замечательного педагога Суламифи Мессерер Маргарита Дроздова. "Она поразила собственным пониманием двойной роли. Главенствовала в белоснежном лебедином стане, но притом оставалась пронзительно одинокой. Захватывала и охватывала пространство своим воистину крылатым танцем". Дроздову признали и полюбили сразу. Она вызвала интерес самых несхожих хореографов, которые в расчете на ее индивидуальность ставили спектакли: Бурмейстер и Алексей Чичинадзе, Константин Сергеев и Наталья Касаткина с Владимиром Василевым, Дмитрий Брянцев и Том Шиллинг. "Персонажи, сотворенные Дроздовой, становятся не типажами, а человечески значительными, психологически многосоставными типами, неординарными личностями".
В урочный час Маргарита Сергеевна перешла на репетиторскую работу, не растеряв ни капли из своего уникального балеринского опыта и став педагогом-репетитором, не перестала быть художником и творцом. 

-- О своей "жизни в искусстве" Владимир Толстухин рассказывает сам. Страницы воспоминаний посвящены годам учебы в Пермском хореографическом училище, педагогам, работе в родном городе Горьком, в театре оперы и балета им. А.С. Пушкина, созданным ролям. Рано "я стал задумываться о педагогике, о правильности исполнения балетных па, … позднее пришло желание научить этому своих учеников. Через некоторое время я начал репетиторскую работу в театре и принял окончательное решение посвятить себя педагогической деятельности". Судьба привела в Государственный институт театрального искусства и познакомила с замечательными наставниками, живыми легендами балета, среди которых: Ростислав Захаров и Марина Семенова, Александр Лапаури и Раиса Стручкова. Автор вспоминает уроки Мариса Лиепы и Германа Прибылова, Тамары Ткаченко и Евгения Валукина. С багажом знаний и дипломом педагога Владимир Толстухин оказался в родной пермской школе. "Начало моей деятельности как педагога совсем не сулило легких побед, мне казалось, что я много знаю, но на практике применить знания оказалось совсем не просто. …Мое кредо – не считать все, что открыто, аксиомой, а искать новые пути. Работа педагога состоит как раз из теорем, которые требует доказательств каждый день и каждый день – разных. А ответ должен быть всегда одним – единственно верным и результативным. А закончу свой рассказ тем, что жизнь идет вперед и наша задача наполнить эту жизнь настоящим творчеством и плодотворной работой."

-- "Марию Мульяш в артистических кругах называют «балетной мамой». Факт, красноречиво говорящий о человеке, казалось бы, напрямую к балету не причастному", - так начинает свою заметку народный артист СССР Вячеслав Гордеев. Многие годы Мария Борисовна работает музыкальным редактором Государственного центрального концертного зала «Россия», и, думаю, в среде своих коллег является не только самым сведущим, но и самым верным адептом балетного творчества. Благодаря Мульяш, и только ей зал «Россия» стал площадкой для балетных вечеров, более того - хореографические произведения начали активно включать в эстрадные программы и шоу. …Зная творчество многих хореографов, балерин и танцовщиков Советского Союза, она всегда была готова, несмотря на хлопоты и издержки, подарить им новую встречу с московской публикой. "Мария Борисовна удивительный человек, человек редких душевных качеств. Она – верный друг, который никогда не бросит, не изменит, не предаст. …Ну а у меня особый повод испытывать к Марии Борисовне искреннее уважение, восхищение и привязанность. Наша безоблачная дружба и взаимная любовь длится десятилетия. Она началась тогда, когда по приглашению Марии Борисовны состоялись мои первые выступления на сцене «России», когда при ее активной помощи я проводил здесь свои дебютные творческие вечера. Мария Мульяш не раз играла важную роль и в жизни театра «Русский балет». 

Статья о Владимире Балахтине называется: «Калинка», «Росинка», «Русь» - так назывались созданные и руководимые им в разные годы ансамбли и студии. "Сегодня Балахтин – один из немногих областных руководителей культуры, кто по специальности – хореограф. Случай сам по себе уникальный и символичный, так как на древней Владимирской земле хореография всегда была одним из приоритетных направлений в развитии народного творчества". С 1992 года Владимир Иванович возглавляет Комитет, а позже Департамент по культуре администрации Владимирской области, являясь практически министром культуры этого региона. Количество проектов, программ, начинаний, осуществляемых по его инициативе и при его активном участии в самых разных сферах культурной жизни Владимирской земли, огромно. Это и сохранение памятников культуры прошлого, и активизация издательского дела, и развитие музыкального просветительства, и забота о местных библиотеках, и поддержка сельских учреждений культуры. Он не только поддерживает масштабный и важный праздник русского народного танца «По всей России водят хороводы», – при его активном участии на базе областного Центра народного творчества создана детская студия «Русь». Во все, чем живет сегодня искусство танца – и профессионального, и любительского на Владимирской земле, частица души заботливого наставника и просветителя – Владимира Ивановича Балахтина.

На балетной сцене Александра Тимофеева – не новичок. После окончания Московской академии хореографии в 2000 году ее приглашают в качестве солистки в театр «Кремлевский балет». В первый же свой сезон молодая артистка выходит на сцену в партии Мари в балете «Щелкунчик», и после успешного дебюта репертуар балерины начинает расти – она исполняет сольные и ведущие партии во многих спектаклях труппы. Среди ее героинь -  Золушка и Одетта-Одиллия ("Лебединое озеро"), Джульетта и Аврора («Спящая красавица»), Жар-птица и другие. Все свои роли Александра Тимофеева со дня поступления в театр готовит с педагогом Екатериной Максимовой. Она, блистательная балерина Большого театра, а ныне наставница молодой танцовщицы рассказывает о своей ученице корреспонденту журнала Роману Володченкову.

-- Очерк Павла Ященкова посвящен Ивану Васильеву, творческий старт которого сопровождал скорый взлет, случающийся в балетном мире не часто. Уже к 17 годам он был лауреатом нескольких международных конкурсов артистов балета и получил приглашения от престижных балетных компаний (в их числе и Американский балетный театр). Но выбрал Большой театр, в котором на первом же месяце работы станцевал сольную партию в балете «Дон-Кихот» и стал лауреатом молодежного гранта премии «Триумф». Сегодня в его репертуаре: Колен в «Тщетной предосторожности», Золотой божок в «Баядерке». "Однако на этом освоение репертуара собственно и заканчивается. Вместо них пока несколько концертных номеров, в том числе – современных, плюс балет «Видение Розы», в котором он и по облику и по прыжку напоминает Нижинского. «Спартак» Васильев репетирует со своим постоянным педагогом в Большом театре Юрием Владимировым. Ввод запланирован на апрель. Надеемся, что не обойдут Васильева и в предстоящей летней премьере «Пламени Парижа». 

Юлия Лидова открывает рубрику "Балет-парад" статьей о Международном фестивале современного танца DanceInversion, прошедшем в конце прошлого года в Москве. Автор вдумчиво анализирует пять зарубежных коллективов, показавших весьма неравноценные спектакли, и "в трех из пяти представленных работ не доставало собственно… танца. На нынешнем фестивале оказалось сложным проследить единую концепцию, равно как и понять  принципы построения репертуара, призванного обозначать новые тенденции и открывать новые смыслы". 

Состоявшийся в конце минувшего года степ-концерт участников недавно прошедшего в Ризе (Германия) чемпионата мира по степу, где наши артисты завоевали шесть медалей, доказывает уверенное мастерство россиян. О том, как проходил концерт - рассказ Наталии Шереметьевской. Автор представила участников и сделала вывод: "Особенно важно, что в исполнении отсутствовало подражание американскому стилю, отмеченному  фраками, цилиндрами, соответственными жестами – все то, что миром давно освоено. Почти во всех номерах россиян откровенно декларировался исконно русский стиль: удаль, озорство, радостное восприятие жизни".
 


В рубрике "Новый балет" публикуется рецензия Ольги Гончаровой на балет "Анюта", поставленный в Воронежском театре оперы и балета. Два года назад Владимир Васильев поставил в этом театре свою «Золушку», удачное сотрудничество продолжила «Анюта». На премьере роль Петра Леонтьевича исполнил сам Васильев, хореограф спектакля и первый исполнитель этой партии. Он не выходил на сцену больше пяти лет, и, казалось, "выдал" все, что накопилось у него за эти годы, от залихватских танцев на балу, до застывших слез в глазах. Не отстававшие от метра артисты выглядели изголодавшимися по творчеству, беспрекословно верили в балетмейстера и в то, что они делают, результатом стал отличный балет. 

Анна Груцынова делится своими впечатлениями от новой работы Русского камерного балета «Москва», представившего в премьерный вечер два спектакля: «Терраклиниум» (Terraclinium) в хореографии Никиты Дмитриевского и одноактный балет «Барышня и хулиган» Николая Маркарьянца в возобновлении Г.Будько. Сочетание, надо признать, вышло парадоксальное, но автор обнаружила в этом свой особый смысл. "Первый спектакль погружает в сумрачные недра подсознания, удивляет количеством ассоциаций на тему: восток и запад. Второй – требует активного восприятия и сопереживания. Под мелодии Дмитрия Шостаковича, без особенного пафоса и без политики, со вкусом и без нажима зрителю представили историю на все времена". 

Хроника под названием "Век Дягилева" посвящена истории знаменитых «Русских сезонов» Сергея Дягилева, сблизивших мир и перевернувших представления о его художественных границах. Дягилевское начинание приближается к своему 100-летию, но по-прежнему волнует всех, кто занимается культурой, и продолжает влиять на развитие и художественной мысли, и творческих инициатив. На протяжении тридцати лет «Русские сезоны» определяют тонус художественной жизни Европы и Америки, Дягилев привлекает к сотворчеству крупнейших мастеров, исподволь формируя целые художественные направления в мировом искусстве. Отдавая дань нашему великому современнику, чье имя, с нашей точки зрения, по-прежнему нуждается в увековечивании на Родине, журнал открывает хронику «Русских сезонов».

"Медицина – балету" – новая рубрика, посвященная профессиональному здоровью артистов балета. Ее будет вести Петр Попов – известный врач, автор уникальных методик по лечению и восстановлению организма, создатель медицинского центра «Третья медицина», вернувший радость гармоничного ощущения собственного тела многим пациентам. Статьи будут адресованы артистам, и разговор в них пойдет о травмах, их лечении и профилактике. Отдельно планируется обсуждать травмы ахилла, стопы, позвоночника. "Я хочу не просто поднять эти проблемы в журнале «Балет», но и по-настоящему начать их решать", - пишет Попов. 

-- Полвека живет на сцене мини-шедевр Касьяна Голейзовского, его «Русская» на музыку Чайковского. «На сцену выходит красавица в сарафане, взмахнув платочком, делает первый шаг, и кажется, что танец такой же юный, как и танцовщица». Самой первой исполнительницей «Русской» была Римма Петрова. Рубрика «Время балета» публикует фрагменты ее записей, посвященные истории рождения этого танца. Воспоминания Риммы Леонидовны дополняет хореограф и педагог Манохин - ему тоже посчастливилось работать с великим Мастером. Он в соавторстве с Б.Кайтмазовой подготовил эту публикацию.

-- В этой же рубрике замечательная балерина Алла Осипенко рассказывает о Рудольфе Нурееве. «О нём, как о танцовщике, написано много, но о нём, как о человеке, очень мало известно». Осипенко, конечно, знает больше других: она пострадала из-за того, что была его последней партнершей в Кировском театре, и в Париже, когда Нуреев остался, достаточно много общалась с ним и его поклонниками вне театра. О встрече с великим артистом спустя 28 лет, о его пронзительной партии в балете «Шинель», его планах о создании своей школы, о мечтах станцевать «Легенду о любви» и многом другом вспоминает Алла Осипенко.

-- Наталья Садовская рассказывает о Екатерине Гельцер,  которой выпало стать последней балериной императорского времени и первой советской титулованной примой. В этих увлекательных записках запечатлен долгий полувековой путь в искусстве, пройденный Екатериной Гельцер, ее ролях, всегда отмеченных живостью характеров и актерской выразительностью. Вторым героем повествования становится ее знаменитый отец Василий Гельцер - отменный мимист Большого театра, на сцене которого с 1856 года он неотлучно служил, один из авторов либретто «Лебединого озера», педагог мимики и пластики в балетном училище, а позже - режиссёр родного Большого театра. Читателю предлагаются театральные легенды,  описание хлебосольного московского уклада, нравов благородного семейства. 

 -- «Мир балета» - рубрика, в которой публикуются материалы о событиях разных стран. Сегодня статьи посвящены двум: Израилю и Болгарии. В Тель-Авиве прошла очередная ярмарка International Exposure. Этот фестиваль собирает продюсеров из разных стран, дабы те пропагандировали израильский танец в мире. О новых спектаклях, показанных на фестивале, - заметки Екатерины Васенина.  А в Софии седьмой раз проводился конкурс современной хореографии имени Маргариты Арнаудовой. Ее имя связано с деятельностью труппы «Арабеск», которой она руководила в течение многих лет и цель деятельности которой – открытие и утверждение новых идей и форм в национальном искусстве. Конкурс проводится каждые два года и продолжает традицию поисков плодотворного взаимодействия между болгарскими хореографами и композиторами. Своими впечатлениями о прошедшем состязании делится член жюри Мила Искренова.
-- Статьями Ольги Ивата и Надежды Вихревой журнал продолжает рубрику «Балетные чтения», в которой знакомит читателей с основными направлениями балетоведения и современной науки о театре. Публикации этой рубрики посвящены двум разным проблемам: японскому балету, а также влиянию на его развитие русской школы классического танца и системам фиксации танцевальных текстов.

-- Портрет хореографа Игоря Чернышева, недавно ушедшего из жизни, принадлежит перу Нины Аловерт. «Один из самых своеобразных танцовщиков ленинградского театра оперы и балета имени Кирова, хореограф-новатор 60-70 годов, талант которого не смог развернуться на сцене родного театра. И все-таки созданное им как танцовщиком и хореографом, останется в истории русского балета», - таков вывод автора. 

Мозаика «Информ-балета» составлена из нескольких материалов. Среди них:
-- Репортаж с международной научно-практической конференции, посвященной столетию Ростислава Захарова, одного из выдающихся деятелей советского балета, заложившего фундамент первого в мире высшего образования хореографов. Конференция была проведена Кафедрой хореографии Российской академии театрального искусства, Московской академии хореографии при участии Большого театра и редакции журнала «Балет».
-- В Арт-клубе «Ягуар» состоялась выставка работ художницы Натальи Алексеевой-Штольдер под названием «Мечты о балете». Картины, представленные публике, написаны автором за последние пятнадцать лет и отражают увлечение балетом. Ольга Шкарпеткина поговорила с художницей и узнало немоло интересного. 
-- Хорошо известный в России и за рубежом ансамбль уральского танца «Весляна» кафедры хореографии Пермского института искусства и культуры вернулся из поездки в Испанию, куда был приглашен для участия в Международном фестивале искусств. Редакция обратилась к художественному руководителю поездки профессору Татьяне Казариновой с просьбой рассказать об испанском турне коллектива.

-- Post Scriptum главного редактора журнала Валерии Уральской озаглавлен вопросом: «Актеры правят ремесло?». «Мы же, отвечая на этот вопрос, прежде всего, использовали бы слово «личность». Именно личностей не хватает сегодня балетному театру. А профессионализм, школа, освоенная в рамках профессии, стали почти повсеместными. В дефиците – индивидуальность. Вот и преобладают на наших сценах внешние приметы. … Если артисту нечего сказать, зрителю нечего услышать (увидеть), а тем более остаться потрясённым. Балетный театр – искусство высокого штиля, где место властителя умов не должно оставаться вакантным». 
 

 


главная