Разделы:

Адрес редакции:
129110, Москва, Проспект Мира, дом 52/1. 
Тел./факс: (495) 688-2401 
Тел.: (495) 684-3351

This site best viewed with I.E. 5.0 or higher, 1024/768 resolution.
(C) Copyright by Ballet Magazine, 2000. 
Design by L.i.D.

 
В номере | Аннотации статей

  Балет № 3  [168]  Май - Июнь  2011

Номер журнала «Балет» открывается фоторепортажем с церемонии чествования лауреатов «Душа танца» и гала-концерта.

В рубрике «К 30-летию журнала «Балет» - приветствие и поздравление примы Большого театра Галины Степаненко: «Нашему прекрасному сиюминутному искусству очень важно, чтобы заинтересованно и доброжелательно освещались события его жизни». 

Галина Степаненко - Принцесса- Лебедь Лебединое озеро в редакции Вл.ВасильеваТворчество этой балерины – тема очерка «Королева фуэте», опубликованного в разделе «Имена». Наталия Левкоева рассказывает о детстве Галины Степаненко, ее раннем увлечении гимнастикой, балетных учителях, первым выходе на сцену Большого театра в номере «Куклы», о занятиях с Софьей Головкиной: «Ученица не подвела своего педагога. Ещё в школе она танцевала ведущие партии в трёх балетах: «Тщетной предосторожности», «Коппелии», «Пахите». Такого насыщенного репертуара ни у кого не было ни до, ни после неё. … Мудрый педагог передала Галине Степаненко тайны танцевального мастерства, в том числе и секрет исполнения фуэте: как известно, Головкина могла исполнить 100 фуэте «на почтовой марке», то есть, на одном месте. Спустя годы на 85-летнем юбилее своего педагога Галина Степаненко под восторженные возгласы зрителей трижды бисировала фуэте, не сходя с места». Автор повествует о том, как непрост был путь балерины в Большой театр, о котором она мечтала, о конкурсных победах, ролях, исполненных в разных театрах, и, конечно, о своих театральных наставниках, среди них – Юрий Григорович, доверившей только пришедшей в труппу Степаненко главную роль в «Лебедином озере», Марина Семенова, Марина Кондратьева, Раиса Стручкова, Екатерина Максимова. Завершается публикация словами ее коллег, актрисе, танцовщице, человеку признаются в любви ее партнеры: Андрей Уваров, Владимир Непорожний, Николай Цискаридзе, Юрий Клевцов, Марк Перетокин. 
Ярослав Сех - Молодой цыган из балета Каменный цветокВторая статья рубрики «Имена» посвящена Ярославу Даниловичу Сеху. «…вот уже более тридцати лет его, похожего на француза, в элегантно одетом берете, можно увидеть рано утром, идущим мимо Большого театра, где прошла головокружительная балетная молодость артиста, куда стремились попасть поклонники балета, чтобы ещё и ещё раз увидеть его страстного Паганини». Сегодня он – уважаемый в балетном мире педагог, на сцене же его «индивидуальность – броская, экспрессивная – буквально кричала. Часть статьи написана Еленой Пресняковой  под впечатлением историй, рассказанных самим героем. Одна из самых увлекательных – воспоминания о работе с Алексеем Чичинадзе над партией Паоло в спектакле «Франческа да Римини», где заглавной героиней была Виолетта Бовт. Говоря об Асафе Мессерере, Сех отмечает его человечность, доброту, отзывчивость, интеллигентность. Работа над «Гаянэ» с Василием Вайноненом расширила  амплуа танцовщика, «то есть «стерлись» границы между характерным репертуаром и академическим». Но самой знаменитой его ролью стал Паганини в балете Леонида Лавровского, а «годы спустя Сех-Паганини стал легендой отечественного балетного театра».

Три спектакля, появившиеся на театральных афишах, представляет рубрика «Премьеры»:
-- Владимир Котыхов рецензирует балет «Русалочка», который создал «хореограф-легенда, великий и прекрасный Джон Ноймайер» в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. «Сценическое пространство буквально пронизано красотой и печалью, а сам спектакль дышит грустью, поэзией и мечтами о любви. …Ноймайер предлагает спектакль-сказку, но с человеческой историей, где переплелись мотивы Андерсена и биография самого писателя. Автор рецензии объясняет, почему  каждый сказочный персонаж имеет в спектакле своего реального двойника. «Это спектакль о любви и о том, как трудно, невыносимо больно найти в земном мире любовь. К тому же, если это еще и  странная, непонятная любовь -  морской девы, Русалочки к человеку, к Принцу, а Поэта к мужчине». Танцовщики «вдохновенно идут за Ноймайером, поражая тонкостью рисунка, внутренним прочтением хореографии мастера. Они удивительно органичны, естественны в плавно замедленном действии «Русалочки». Самое сильное и яркое впечатление произвела на рецензента Анна Хамзина-Русалочка, сумевшая выдержать все регистры: «от лирического до трагического, а такое мало кому удается на балетной сцене». 
-- В Самарском театре оперы и балета состоялась премьера «Спящей красавицы». Спектакль стал первым балетом в преображенном театре. «Театр только вернулся в родные стены после скитаний по сценам непригодным и чужим. Для капитальной реконструкции, по сути, постройки театра заново, понадобилось четыре года». И теперь в  дивном зале, на привычной сцене – премьера «Спящей красавицы». Ее поставила Габриэла Комлева, и «театр выказал безукоризненный вкус, обратившись к петербургской балерине – последней из могикан, знающих классику, этой классикой взращенных, верных ей до конца. … Комлева подошла к возобновлению творчески. За основу взяла непревзойденный образец – версию Константина Сергеева: он сохранил лучшее из созданного Петипа, тактично отредактировал то, что со временем стало казаться устаревшим». Габриэле Трофимовне пришлось учитывать реальные возможности труппы, и купюры были сделаны ею решительно, но тактично. Все «хореографические шедевры сохранены, и … главное – сохранен дух спектакля, … создан парадный, вполне имперский спектакль». Артисты балета, а все они – молоды, танцуют вдохновенно. Автор очерка Г.Борисов надеется, что творческий потенциал коллектива реализуется сполна в ближайшем будущем и считает новорожденную «Красавицу» - «спектаклем-обещанием». 
-- В Иркутском музыкальном театре имени Н.М.Загурского состоялась премьера балета «Кармен». Жанр спектакля определен как «рок-балет», его музыкальная основа – рок-композиции на темы Бизе и традиционные испанские мелодии. Наталья Новикова делится своими мыслями о новом спектакле. «Постановщик балета Людмила Цветкова верна себе в поисках актуального смысла классических произведений. И хореографическая партитура балета выстроена в соответствии с музыкальным материалом – на основе взаимодействия классики и танца модерн. В этот «смешанный» стиль на этот раз органично включены и некоторые элементы танца фламенко. … Темой спектакля стали репетиции балета «Кармен», местом действия – балетный класс, действующими лицами – хореограф и артисты, с роковой предопределенностью повторяющие судьбу своих героев». Автор положительно оценивает Марию Стрельченко, исполняющую роль Кармен, которая «напоминает скорее современную «крутую» девчонку, которой, казалось бы, все нипочем». Архетипический сюжет не перестает будоражить фантазию хореографов, среди которых и Цветкова. «Ею поставлен не только «балет в балете», но и «балет о балете», который по-своему драматичен и увлекает не меньше, чем оперные испанские страсти».

На полосе «Конкурсы» - репортаж Ольги Гончаровой из Берлина, где прошел восьмой конкурс для детей и юношества «Танцевальный Олимп». В этом, одном из самых массовых танцевальном конкурсе мира (почти тысяча участников, четыреста хореографических номеров, более тридцати стран, представленных юными танцовщиками всех жанров). «Что до профессионального уровня, то он здесь традиционно разный, демократичный. Фестиваль поддерживает как профессионалов, так и любительские школы классического танца, модерна, народного и эстрадного танца. Автор рассказывает, как проходил «Танцолимп», знакомит с участниками и победителями, представляет членов жюри, которое возглавлял директор Штатсбалет Берлин, Владимир Малахов. «Гран-при присудили представителю Германии Константину Аллену, многообещающему танцовщику с великолепной школой, полученной им из рук легендарного русского педагога, работающего ныне в штутгартской школе Джона Кранко, Петра Пестова. … Приятно, что конкурс дает право гордиться русской танцевальной школой. Во всех проявлениях – от русских педагогов иностранных участников до замечательных учеников из России, составивших самую многочисленную сборную команду». Представителем русской балетной школы можно считать и уроженца Одессы, организатора и бессменного директора «Танцевального Олимпа» Алексея Бессмертного…. И, наконец – место проведения танцевального состязания – Русский дом, расположенный в самом центре Берлина».

Лусия Лакарра и Марлон Дино в балете ТаисО том, как прошел в Санкт-Петербурге юбилейный десятый фестиваль «Dance Open» рассказывает публикация на полосе «Фестивали». В нынешнем году приехало 86 участников, из них только 5 были из России, и итоговые показы участников, поделенных на возрастные группы, выглядели очень достойно. Большой интерес и публики, и корреспондента журнала Юлии Лидовой вызвали три фестивальных концерта, первый из которых был отдан российским звёздам, второй посвящен творчеству Наталии Макаровой, в заключительном Гала блистали  мировые звёзды. Автор не только рассказывает об участниках, но и анализирует драматургию форума, рассуждает о выборе артистами концертного репертуара, о знакомстве с лучшими танцовщиками российских нестоличных трупп, о широком профессиональном общении, которое второй год представляет научно-практическая открытая конференция. «Она привлекает не только специалистов-балетоведов, но, в первую очередь, самих практиков, постановщиков и хореографов, способных представить свои художественные ценности. А главное - это созидательный опыт, которым блистательно поделился руководитель Берлинского театра Владимир Малахов».

Поздравления с юбилеем принимают замечательные мастера:
-- Геннадий Рождественский – один из крупнейших дирижеров нашего времени и музыкально-общественный деятель, и Геннадий Баишев – художественный руководитель «Национального театра танца Республики Саха (Якутия)» имени С.А.Зверева-Кыыл Уола». 
-- Поздравил журнал и своих украинских коллег – вышел в свет первый номер журнала «Танец в Украине и мире». 

«Фото-класс» представил талантливого фотохудожника Михаила Логвинова. На фоторазвороте – портреты Мастеров: Юрия Григоровича, Ролана Пети, Галины Улановой…
Анна Никулина и Артем Овчаренко в балете Жизель

Артём Овчаренко, выступающий на сцене Большого театра четвёртый сезон, впервые исполнил партию Альберта в «Жизели». Надежда Полюбина в рубрике «Дебюты» откликнулась на это событие. Молодой танцовщик «рассказывает историю юношеской любви, трепетной и безрассудной. В сцене разоблачения, когда из крестьянского домика неожиданно выходят знатные вельможи и видят графа Альберта в крестьянской одежде, герой Артёма Овчаренко совершенно растерян. … Но понимать весь ужас происходящего Альберт начинает лишь тогда, когда девушка, пристально всматриваясь, его не узнаёт. Он хватается за голову – эгоизму приходит конец. … Для артиста важно духовное перерождение героя, способного испытывать глубокие и сильные чувства. Его Альберт, сохраняя искренность чувств до самого финала, нравственно преображается». И когда встречается с Миртой, не молит о пощаде, «а мужественно и покорно выслушивает приговор: он полностью берёт вину на себя и не боится смерти».

Статья в «Кафедре» под названием «Миф и изменение балетной моды» рассматривает традиционные механизмы передачи и приобретения «священных» знаний применительно к преемственности танцевальных форм, а также выявляет причины расцвета отечественной хореографии в рамках «консервативной» модели и деградации в рамках «авангардной». Это – фрагмент диссертационной работы на тему «Танцевальная символика в мифологическом восприятии действительности». Соискатель - балетный и арткритик, обозреватель «Литературной газеты» Евгений Маликов считает, «что все в мире подчиняется универсальным законам, … одним из этих общих положений является утверждение о том, что все в культуре мифологично» и ее развитие следует культам, универсальным в своих проявлениях.

Темой аналитической статьи Владислава Иванова («Энциклопедия») становится Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. На музыку ее первой части хореограф Игорь Бельский балет «Ленинградская симфония», 14 апреля 1961 года на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова балет впервые увидел свет рампы. «Премьера имела огромный успех, … балет стал неожиданным открытием. Но оказалось, что у этого балета была своя предыстория». Ей и посвящен этот исторический материал. В 1945 году в Нью-Йорке балетмейстер Леонид Мясин первым показал постановку «Ленинградской симфонии», автор на исторических фактах доказывает, что хореограф слушал симфонию Шостаковича еще раньше. Когда и в чьем исполнении узнает читатель из статьи, как и о том долгом пути, который прошло это произведение. «Мечтал перевести симфонию на язык хореографии и художник Михаил Добужинский, живший тогда в Америке, … было написано либретто, созданы эскизы декораций, но осуществить задуманное не получилось». Далее автор анализирует балет Бельского, прибегая к опытам первых попыток создания балетой-симфоний, историю его создания, взаимодействию тем: «мирной жизни» и «нашествия». «В «Ленинградской симфонии» музыка Шостаковича и хореография Бельского слились в такой единый и мощный поток, что после этого спектакля оба произведения воспринимались нераздельно. … Виртуозный мужской классический танец был использован в качестве основного выразительного средства создания героического образа. В этом заслуга не только балетмейстера, но и первого исполнителя главной партии Юрия Соловьева. … следует, признать, что источником выдающегося творческого достижения явилась музыка Шостаковича, «подтолкнувшая» хореографа к новаторскому решению героической темы в русском балете, которое практически открыло новый этап в развитии балета второй половины XX века.

«Балетному училищу Саратова исполнилось пятьдесят лет, и юбилей с подобающей торжественностью отметили в Театре оперы и балета: звучали поздравления от властей города и почетных гостей, но казенщины не было и в помине. Празднование вылилось в увлекательный спектакль, главную тональность которого составили чувства признательности и любви. Зрительный зал взорвался овацией, когда на экране возникли фото и кинокадры, запечатлевшие события из истории школы, лица преподавателей и учащихся разных поколений. Прошлое – далекое и недавнее – перекликалось с настоящим, когда на сцену выходили выпускники школы – солисты из Москвы, Петербурга, Саратова. Завершило вечер прелестное «Маленькое Гран па» в постановке петербургского хореографа Александра Полубенцева». Об истории училища и его настоящем, о создателе училища – легендарном танцовщике, балетмейстере и педагоге Валентине Адашевском, о первом директоре Лидии Шелогуровой, первом завуче Нине Дергилевой, о людях, которым школа обязана успешной деятельностью, о знаменитых выпускниках - рассказ Ольги Розановой на полосе «Юбилеи».

Рубрика «Вернисаж» включает две статьи:
-- Юрий Ветров и Марина Политова знакомят с историей фарфоровых статуэток на балетную тематику, производство которых в России  было предпринята в 1913 году, когда скульптор С.Н.Судьбинин заключил контракт с Императорским фарфоровым заводом на создание фигурок балерин Анны Павловой и Тамары Карсавиной. В советском фарфоре «собраны» многие образы из спектаклей «Русских сезонов». Вацлав Нижинский - Видение розы«Облик Вацлава Нижинского в балете «Призрак розы» удачно воссоздает советский скульптор Наталья Данько. Восторг вызывает музыкальная певучесть всех линий стройного юноши, будто возникающего из бутона розы».

Галина Уланова - Джульетта
Одна из тем очерка – творчество Елены Янсон-Манизер и ее работы над образами Галины Улановой. «Каждое новое произведение Янсон-Манизер становилось событием не только в области фарфоровой пластики, но и в скульптуре в целом». Авторы не сомневаются, что у «балета и фарфора есть две общие характеристики: пластичность и хрупкость. Изящество фарфоровой статуэтки порой напоминает балерину в позе летящего арабеска, а выразительная утонченность балерины вызывает в памяти образ хрупкого фарфорового кружева».
-- «Да, это было – радость жизни и творчества», – так писала скульптор Лина По о своей юности. Тогда она была ещё Полиной Горенштейн и увлекалась танцами, музыкой, любила рисовать, лепить из глины фигурки. Причем, это разнообразие интересов носило весьма серьёзный профессиональный характер, - пишет Татьяна Портнова, - … она … училась на скульптурном отделении знаменитого ВХУТЕМАС?а, а в 1921 году после завершения хореографического образования в течение десяти лет работает в различных театрах России и как балерина, и как педагог, и как режиссёр-хореограф». Но судьба готовила ей жестокие испытания: переболев энцефалитом, она потеряла зрение. В больнице, стараясь отвлечься, забыться, начала из кусочков хлеба лепить фигурки, потом потянулась к пластилину – так началась жизнь слепого скульптора Лины По (псевдоним – анаграмма из имени Полина). Уже в 1937 году она впервые участвует в выставке произведений московских скульпторов. «Её, бывшую танцовщицу, привлекала возможность перенести на язык скульптурных ритмов гибкое движение тела танцовщицы, раскрыть в устойчивости поз законы пластического равновесия, она стремилась передать «зримое», не видя, но ощущая его». О работах художника, сложившихся в своеобразный «пластический театр», ее предшественниках, разнообразии танцевальных тем в творчестве – размышления автора.

«Конкурсы» публикуют Информационное письмо о постановлениях, принятых на Пятой Генеральной ассамблее Международной Федерации балетных конкурсов (IFBC), которая состоялась в итальянском городе Сполето. На пленарных заседаниях были рассмотрены проблемные аспекты развития конкурсной деятельности в разных странах мира и приняты по ним соответствующие решения с учётом мнений заинтересованных сторон; был принят ряд рекомендаций конкурсам-членам Федерации по срокам проведения, комплектованию участников конкурсов, составам жюри, программам и другим вопросам организационного характера; подтверждено функционирование штаб-квартиры IFBC в Москве на следующее пятилетие; состоялись выборы новых руководящих органов Федерации.
-- Далее в конкурсной рубрике - имена победителей VII Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря во всех возрастных группах, Гран-при был присужден Андрею Писареву (Украина).

На страницах «Панорамы» - несколько заметок:
-- Нина Аловерт посвятила очерк одной из своих любимых русских балерин - Ирине Колесниковой, приме Санкт-Петербургского балетного театра, основателем и директором которого является Константин Тачкин. «Она, конечно, русская лебедь, заколдованная королева из русской сказки – по мягкости танца, чувствительности, неизбывной печали. Она – уникальная русская танцовщица, существующая отдельно от таких мировых колоссов, как Большой и Мариинский театры и представляющая в то же время русский балет в других странах, можно сказать, в одиночку. В одиночку – и достойно. Но какова ее дальнейшая судьба?». Эти мысли навеяли автору гастроли труппы в Театре Елисейских полей, которые на этот раз были объявлены «Сезонами Ирины Колесниковой»: она исполняла главные партии в балетах «Лебединое озеро» и «Спящая красавица».
-- «Франция, взрастившая балетное искусство, теперь подарила миру уникальный сайт www.numeridanse.tv – интернациональную видеотеку танца с прямой трансляцией через Интернет». О новом сайте – заметка Виктора Игнатова и подготовленные им интервью с Ги Дарме, основателем и директором Дома танца, и Шарлем Пик, идеологом и директором сайта, автором ряда документальных фильмов о хореографах и танце.
-- В Витебске завершился очередной Международный фестиваль современной хореографии, где были представлены и contemporary dance, и модерн, и джаз-модерн, и даже неоклассика в исполнении солистов государственного ансамбля танца Китайской народно-освободительной армии (Гран-при фестиваля за танцевальный дуэт «Осмысление»). Репортаж Зои Даниленко – о героях фестиваля, среди которых Киев-модерн балет, показавший «Щелкунчика» в постановке Раду Поклитару; литовская компании Loreta Judkaite dance company, где три танцовщика играют с мельчайшим белым песком в таинственные игры; Театр современной хореографии «D.O.Z.SK.I.».
-- Информацию о балете «Щелкунчик» предоставил редакции Мариинский театр. В ней обозначены основные балетные прочтения музыки Чайковского, которая живет на мариинской сцене более ста лет: от первой постановки Льва Иванова по сценарному плану Мариуса Петипа и в костюмах Ивана Всеволожского. Перечисляются спектакли Федора Лопухова, чей «Щелкунчик» был модернистским прочтением, и Василия Вайнонена, сочинившего спектакль-сказку. «Налет «детскости» первым снял с этого балета Валерий Гергиев, … и новизна музыкального прочтения привлекла Михаила Шемякина, создавшего, пожалуй, самую радикальную постановку из всех, бытовавших на сцене Мариинки. … Премьера этого спектакля в хореографии Кирилла Симонова состоялась в 2001 году при участии Натальи Сологуб (Маша), Андриана Фадеева (Щелкунчик-принц) и приглашенного на проект Антона Адасинского (Дроссельмейер). Все они приняли участие в праздновании 10-летнего юбилея спектакля.
-- «Подарок турецкому зрителю» - название статьи Аркадия Соколова-Каминского о гастролях Екатеринбургского театра оперы и балета в Анкаре со спектаклем «Любовь и смерть» Полада Бюльбюльоглы, фигуре знаковой для азербайджанского искусства и, шире, для культуры и даже политики. Спектакль по древнему азербайджанскому эпосу «Китаби Деде Горгуд» создан интернациональной постановочной бригадой: хореограф – Надежда Малыгина, художник – Игорь Иванов, дирижер-постановщик – Фабио Мастранжело. «Любовь и смерть» продолжает добрую традицию осмысленного танца, сложившуюся в русском балете последних двух веков. Здесь отношения человеческие опоэтизированы и стали центром происходящего. А духовные достижения одного народа воспринимаются как ценность общечеловеческая».

Слова скорби и памяти в рубрике «IN MEMORIUM»:
-- Ушёл из жизни Виталий Яковлевич Вульф – литератор, теоретик культуры, переводчик, журналист, деятель театра, радио, телевидения. Большой помощник Артиста, умевший ценить, уважать и определять таланты. О своём друге написал Юрий Григорович. «…пытаюсь объяснить, почему Виталий Яковлевич фигура всеобщего значения и почему его влияние на общественное сознание следует изучить. Да потому, наверное, что вся огромная информационная масса, что бродила в нём, так или иначе, была ориентирована на главные цели его творчества – защиту базовых ценностей искусства. Творческий дар совпадал с человеческой позицией. Или гражданской, кому как понятней. Это так редко бывает».
-- He стало Владимира Дмитриевича Найпака - Почетного вице-президента Всероссийской федерации художественной гимнастики, заслуженного работника физической культуры, почетного судьи, и прервалась та ниточка, которая связывала каждого из нас с теми истоками, от которых выросла наша художественная гимнастика. «Владимир Дмитриевич сотворил наши знания о художественной гимнастике. Множество статей, теле- и радиопрограмм, издание информационно-художественных ежегодников, – всё это работа Найпака во имя дела жизни, во имя художественной гимнастики».
-- Ушла из жизни Александра Тихоновна Дашичева, известный балетный критик-публицист. В течение более двадцати лет (с 1964 по 1986 годы) она возглавляла в редакции газеты «Советская культура» отдел музыки и хореографии. Трудно представить, сколько статей прошло «через руки» Дашичевой, как и невозможно переоценить значение её деятельности для отечественного балетоведения и как автора-журналиста, и как редактора.

Post scriptum главного редактора Валерии Уральской посвящен самобытности – условию, если не синомиму таланта. «Мы часто произносим «русская школа классического танца» или «национальный театр танца». А что означает это сочетание слов – не даём себе отчета. И также легко теряем накопленные традиции в угоду неустойчивым новшествам и не всегда проверенным «образцам». «… только вместе, взаимодействуя, представители народно-сценического, классического танцев и современных танцевальных систем, сочетая знание традиций и поддерживая творческие начинания, смогут преодолеть, надеюсь, временную потерю своего уникально-неповторимого лица отечественной хореографии, столь важного для всех ценителей искусства танца в мире. И, как ни странно, сегодня это зависит от политики тех, в чьих руках его  судьбы, тех, кто руководит театрами, ансамблями и органами управления культурой. К ним наше обращение трезво оценить ситуацию и рядом целенаправленных мер поддержать хрупкий мир самобытности танца во имя отечественного искусства».
 

 


главная