Разделы:

Адрес редакции:
129110, Москва, Проспект Мира, дом 52/1. 
Тел./факс: (095) 688-2401 
Тел.: (095) 684-3351

This site best viewed with I.E. 5.0 or higher, 1024/768 resolution.
(C) Copyright by Ballet Magazine, 2000. 
Design by L.i.D.

 
В номере | Аннотации статей

Балет № 6  [148]  Ноябрь-Декабрь  2007

В рубрике «Балетная тема» продолжаетcя обсуждение актуальных проблем, связанных с современной деятельностью балетных трупп, компаний, коллективов. В редакции журнала состоялись встречи, на которые были приглашены крупнейшие деятели зарубежного искусства Кубы и Южной Кореи Лойпа Араухо и Пак Ин Жа. Разговор шел о развитии хореографического искусства в странах, которые выбрали свой, ни на кого не похожий путь в балете. Материал, подготовленный Ольгой Гончаровой, рассказывает об истоках формирования кубинской школы классического танца, его исторических связях с русским балетом, а также о работе кубинцев с английскими и французскими педагогами. В результате кропотливой работы появился особый феномен – молодая кубинская школа, о которой  всерьез  заговорил мир. Сегодня в школе учится триста человек, и Лойпа Араухо объяснила, почему, на ее взгляд, балет на Кубе достиг столь высокого уровня. Основные причины достижений – продуманная система подготовки артистов балета и разнообразие репертуара, базисом которого является классика.
Вторая часть статьи посвящена фестивалю культуры Южной Кореи, который недавно завершился в Москве выступлением Национальной балетной труппы Кореи со спектаклем «Тщетная предосторожность». Директор труппы мадам Пак Ин Жа рассказала о своем коллективе, государственном и единственном в Корее, финансируемом Правительством. «В труппе есть несколько артистов, которые учились в России и Америке, но, в основном, исполнители – воспитанники балетных отделений корейских университетов, в большинстве которых существует факультет танца с отделением балета. Интересным показалось и то, что образование артисты завершают в возрасте двадцати двух лет, и возрастных ограничений у артистов балета нет: насколько хватит сил, столько времени и танцуют. Восемьдесят процентов репертуара – это классические балеты и двадцать – современные постановки. В настоящее время с корейским балетом сотрудничают Борис Эйфман и Юрий Григорович, ведётся также работа по возрождению балета Михаила Фокина на корейскую тему. Завершается публикация рецензией на спектакль гостей «Тщетная предосторожность».

Рубрика «Балет-парад» составлена из нескольких статей, объединенных одной московской культурной традицией: летним балетным фестивалем, который прошёл в столице в третий раз. На протяжении июня, июля и августа в помещении «Новой оперы» спектакли показывали Театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василёва, «Русский национальный балет» (художественные руководители Елена и Сергей Радченко), Театр «Русский балет» (художественный руководитель Юрий Бурлака), «Имперский Русский балет» (художественный руководитель Гедиминас Таранда). Каждый предложил свои постановки, а труппа Н.Касаткиной и В.Василёва показала ещё и премьеру – балет «Маугли», музыку которого сочинил четырнадцатилетний вундеркинд Алекс Прайер. Обозрению фестивальных спектаклей посвящены статьи композитора Елены Фиштик и балетных критиков Елены Козленковой, Кристины Хандлос и Ольги Шкарпеткиной.
В этой же рубрике фестивальную тему подхватывает Екатерина Васенина аналитическим разбором еще одного летнего фестиваля невербального театра «Личное дело». Он – младший брат зимнего фестиваля современного танца «Цех». Его цель – сформировать досье молодых хореографов российского и близлежащего пространства, познакомиться с пластическим языком нового поколения современных постановщиков и танцовщиков. Это поколение довольно многочисленно, его представители идут в современный танец за самовыражением.  «Но, видимо, андеграунд в России только в условиях запрета и давлений создает интересный продукт – эта мысль не покидает на представлениях «Личного дела», - такой вывод делает автор, проанализировав многочисленные спектакли фестиваля. «И хочется сказать организаторам: «Дайте нам больше танца, дайте выразительно танцующее тело, я принимаю то, что движение стало тоньше, но хочу его видеть, скучаю по читаемой композиции диалогов и монологов, она возможна и в русле минимализма!» А пока рождение звёзд и культурные взрывы – в прошлом». 

-- «Сценограмма балета» представляет портрет Генриха Майорова. «Педагогика как профессия вошла в его жизнь в 1988 году, когда Юрий Григорович пригласил его работать на кафедре хореографии Московской академии хореографии, хотя два десятилетия назад она носила иное имя. … И сегодня «для многих Генрих Александрович как счастливая примета: встретить его – значит получить эмоциональный заряд на весь день». Автор статьи Марианна Ячменёва подробно повествует о богатом творческом пути Майорова, который начинал свою деятельность на Украине: в Львовском театре оперы и балета имени Ивана Франко и Киевском театре оперы и балета имени Т.Г.Шевченко, где ему посчастливилось работать с выдающимися мастерами: Вронским, Вирским, Чабукиани, Гусевым. «Танцуя в театре, Генрих Майоров почувствовал непреодолимое желание самому заняться сочинительством, … и в 1967 году он поступает в Ленинградскую консерваторию имени Римского-Корсакова на курс профессора Игоря Бельского, где преподавали Леонид Якобсон, Пётр Гусев, Алла Шелест, Константин Сергеев, Георгий Алексидзе, а консультантом был сам великий Федор Лопухов». Во время и после окончания Консерватории он поставил немало спектаклей и номеров, которые принесли его исполнителям победы на международных балетных конкурсах, а спектакль «Чиполлино» "подарил" его создателю Государственную премию. Балет шел на сценах Большого театра в Москве, Большого театра в Минске, театров Воронежа, Уфы, Кишинёва, в Донецкой школе В.Писарева, в Краснодаре, Вильнюсе, в Литве.
В московских театрах увидели свет рампы его балеты «Маленький принц» на музыку Е.Глебова, балет В.Юровского «Алые паруса». Генрих Майоров и сегодня не только известный педагог, но и активно действующий хореограф. Сейчас он работает над балетом И.Морозова «Доктор Айболит». Из более отдалённых планов – постановка на музыку кантаты С.Прокофьева «Александр Невский». 

-- Статью под названием «Талант, труд и случай», опубликованную в рубрике «Время балета», Галина Иноземцева и Ольга Шкарпеткина посвятили хореографу и педагогу Ростиславу Владимировичу Захарову, столетие со дня рождения которого отмечается в нынешнем году. «Творческая одержимость неизменно сопутствовала  Ростиславу Владимировичу. Он окончил Ленинградское хореографическое училище в 1926 году, и до последних дней жизни вся его деятельность была посвящена балету. Харьков, Астрахань, Саратов, Киев, везде – работа, работа  до бесконечности. Но в 1929 году – снова Ленинград, Институт сценических искусств: жизнь показала, как понял сам Захаров, необходимость постоянно пополнять свой научный багаж, чему и способствовали его институтские наставники – известный режиссёр Владимир Соловьёв, выдающиеся ученые Стефан Мокульский и Иван Соллертинский. А затем – в знаменитом Мариинском театре – постановки танцев в операх. … Событийным эпизодом в биографии Захарова стало предложение Бориса Асафьева начать работу над новым балетом «Бахчисарайский фонтан». …Так в отечественном хореографическом искусстве родилось направление, которое определяли такие спектакли Захарова, как «Утраченные иллюзии», «Кавказский пленник», «Тарас Бульба», «Золушка», «Барышня-крестьянка», «Медный всадник» и «Красный мак». В работе с Захаровым ярко раскрылись дарования артистов, составивших плеяду блистательных мастеров отечественного балета 30 – 50-х годов прошлого века. И первая в этом ряду – великая Галина Уланова». Благодаря усилиям Захарова в 1946 году в Государственном институте театрального искусства (ГИТИС) была создана кафедра хореографии, которая ныне выросла в балетмейстерский факультет Российской академии театрального искусства. Ростислав Владимирович бережно пестовал своё детище – создавал учебные программы, методические пособия, приглашал к преподаванию крупных специалистов, готовил учебники. «Под занавес» публикации авторы статьи предлагают читателям  фрагменты из наставлений Захарова своим ученикам – хореографам, исполнителям, педагогам и критикам, которых он называл помощниками и друзьями хореографов и артистов. 

Статьями Ларисы Абызовой и Ксении Фокиной журнал открывает рубрику «Балетные чтения», в которой будет знакомить читателей с основными направлениями балетоведения и современной науки о театре. Редакция готова к сотрудничеству с молодыми учеными. Первые же публикации этой рубрики посвящены двум разным проблемам. 

Одна рассматривает сугубо балетоведческую тему: "Хореографический симфонизм: пути и перепутья". "Практика показала, что симфонический танец способен развиваться в новых направлениях, соответствуя задачам времени и духовным запросам общества. Идею Федора Лопухова о том, что прокладывать новые пути хореографической выразительности можно только на основе танца, вырастающего из структуры и образности музыки, восприняли от лидеров 1960-70 годов и ныне творчески развивают их последователи – молодые мастера сегодняшнего дня". Вторая – о главной задаче балетного менеджмента, а именно о том, как не дать балетному спектаклю затеряться в мире, заполненном разнообразными зрелищными показами, представлениями, шоу и что такое "информационное сопровождение балетного спектакля", которое имеет свои этапы. 

В рубрике "Балетный класс" Валерия Уральская рассказывает о методике известного в мире педагога Михаила Мессерера. "Ведь от того, в чьём классе и у какого педагога начинает свой день артист балета, зависит, какого качества мы увидим вечером спектакль. Не потому ли в балетной среде всегда живут легенды о мастерстве педагогов, ведущих тренировочный класс?" Валерия Иосифовна анализирует "авторские" уроки Мессерера, принципы сочетания в его уроке элементов классического экзерсиса и выстраивания композиции. Также в статье повествуется о начале балетной жизни Михаила Мессерера, которая состоялась в залах Московского хореографического училища, продолжилась на сцене Большого театра. "Иными словами Михаил Мессерер – носитель традиций московской балетной школы". В его включенности в мир профессии, безусловно, велика роль семьи: матери – знаменитой Суламифи Мессерер и не менее знаменитого дяди Асафа Мессерера, чьи классы формировали и Михаила Мессерера. Сегодня свой собственный класс он трансформирует в зависимости от особенностей, традиций, уровня мастерства и необходимых к выполнению задач той или иной труппы в тот или иной период. "В балете существует понятие «международная звезда». Говоря о Мессерере и его школе можно сказать «международный педагог», из чьих рук артисты балета многих стран мира получают опыт подлинного носителя школы классического танца". 

"Мир балета" в предлагаемом номере переносит читателей в Гамбург. Елена Соломинская в статье "Эпизоды и эхо" описывает, как проходили Дни балета в Гамбурге – Hamburger Ballett Tage, а их поклонники Терпсихоры ждут с нетерпением и никогда не пропускают. 

Также автор рассматривает обширный репертуар фестиваля, скрепленный единой темой. «Мифы и сказки» Джон Ноймайер выбрал лейтмотивом XXXIII Дней балета, собрав целый калейдоскоп сказочных по красоте балетов. "Джон Ноймайер создал не просто школу, труппу, театр, фонд своего имени, он придумал и воплотил эти неповторимые вечера, дни и ночи балета. Он сотворил настоящий Gesamtkunstwerk Neuemeier, и в этом случае мы имеем дело с уникальным явлением, когда один человек – опять-таки не только творец, художник, учитель, но и бесспорный лидер, талантливый менеджер – образует вокруг себя мощное энергетическое поле".

-- Статья в рубрике «Галерея балета» раскрывает интересную историю. Валерия Геращенко делает предположение о том, что графическая серия «Душенька» русского художника графа Федора Толстого, известная в качестве иллюстраций к одноименной поэме Ипполита Богдановича, связана с балетным театром пушкинской поры. Эту гипотезу автор доказывает, сопоставляя исторические факты, как известные, так и те, что не были знакомы широкому кругу читателей, «реконструируя» по описаниям сцены спектакля. Иконография балетов Дидло крайне скудна, и любая, даже опосредованная возможность познакомиться с чем-либо, имеющим к тому отношение, представляет интерес. Сюжет «Душеньки» впрямую соотносится с балетом Дидло, имеет явные параллели с балетом «Амур и Психея», премьера которого состоялась в Эрмитажном театре в 1809 года и стала событием. «Рисунок же Толстого вдвойне интересен тем, что навеян воспоминаниями об утраченном балете Дидло, и хочется, переадресовав высказывание, повторить вслед за Л.Гроссманом: никто не заметил, что Фёдор Толстой в графике дебютировал серией-балетом».

Принято считать, что серьезная балетоведческая наука развивается в Москве и Петербурге. Но это далеко не так. Ныне во всех крупных городах, где есть балетные театры и коллективы, сформировались свои кадры художественных критиков, освещающих новые хореографические явления в прессе, а порою ведутся также научные исследования. Одним из таких отрадных явлений стала фундаментальная монография о Джордже Баланчине, подготовленная Олегом Левенковым и выпущенная пермским издательством «Книжный мир» в 2007 году. Об этой книге и ее герое – рецензия Виктора Ванслова в рубрике «Библиотека балета». «Изучению творчества своего любимого хореографа Баланчина Левенков отдал свыше 20 лет. И ныне эта работа увенчалась выходом капитальной монографии «Джордж Баланчин» – первым в нашей стране научным исследованием деятельности этого выдающегося хореографа XX века». 

«Информ-балет» традиционен и представляет разнообразную палитру танцевальной жизни. Одна из статей – «Новоселье на Большой Дмитровке» Ольги Шкарпеткиной посвящена прошедшему сезону Московского Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, который был первым на обновленной сцене в реконструированном театре. Балетные премьеры, о которых рассказывает автор,  «опробовали» и Большую, и Малую сцены театра. Сезон ознаменовался яркими дебютами и вводами, постепенно на афишу возвращались балеты основного репертуара. В заметке также перечислены ближайшие балетные планы коллектива. 

-- Завершает номер журнала статья «Уроки перемен», написанная Валерией Уральской.  «Суетимся, господа, суетимся!» – сказать бы, характеризуя общую картину хореографического искусства в уходящем 2007 году. А ведь и, правда - происходит много, а события назвать трудно. Событие - вообще редкий гость и, наверное, не может часто посещать сцены. Но ведь из суеты ему не суждено появиться…». Автор задумывается над непростыми вопросами. Почему радость познания мирового опыта, долгое время от нас закрытых, сменилась грустью? Все ли,  взятое из мировых источников, оказалось достойным нашей сцены? «Но вот беда -  пересматривая собственную историю, трудно остановиться, даже в пафосе революционного максимализма. Остановиться же, думаю, надо. Поэтому пусть предостережением прозвучит вопрос, требующий самооценки: «Кто мы?». И поздравляя деятелей хореографического искусства с наступающим Новым Годом, главный редактор журнала пожелала всем найти точки опоры, «найти для себя и зрителей возможность встреч со всем тем, что поднимет нас сообща над суетой и подарит взгляд с горизонта».
 


главная