Разделы:

Адрес редакции:
129110, Москва, Проспект Мира, дом 52/1. 
Тел./факс: (495) 688-2401 
Тел.: (495) 684-3351

This site best viewed with I.E. 5.0 or higher, 1024/768 resolution.
(C) Copyright by Ballet Magazine, 2000. 
Design by L.i.D.

 
В номере | Аннотации статей

  Балет № 6  [171]  Ноябрь-  Декабрь  2011
. Журнал начинается с поздравлений, пришедших в  его адрес в связи с юбилеем от министра культуры А.А.Авдеенко и  от заместителя мэра  Москвы  Л.И.Шевцовой.
Подведению итогов 30-летней деятельности журнала посвящена заметка главного редактора В.И.Уральской: «Мы отмечаем свой юбилей. Нам 30 лет! И каковы итоги?
171 номер журнала. Из них 61 – «Советский балет», 110 – «Балет/Ballet».
Выпуск спецномеров: к юбилею Петипа, посвящение русско-французским балетным связям, материалы к истории балета XX века «Свидетельства современников» (3 выпуска).
18-й год призу журнала «Душа танца». 11 лет газете «Линия. Балет». 10 лет детскому журналу «Студия Антре». 3 года – призу «Мечта». Редакция издала: альбомы «Максимова и Васильев», «Петербургские зеркала»;
книги «Раиса Стручкова», «Владимир Бурмейстер», «Мировой балетный репертуар», «Фуэте», «Мастерская звёзд» (Мировые балетные конкурсы).
Могло быть и больше, но, как говорится, жизнь не проста и не все препятствия удаётся преодолеть. Повороты в истории страны не могли не изменить ряд оценок событий её жизни. Но всё, что писалось на страницах журнала, было мнением тех, кто жил в разные годы, и созданная летопись хореографического искусства страны СССР и России может рассматриваться, как свидетельства современников, творческих событий, судеб творцов и произведений искус-
ства времени.»
В дни юбилея журнал обращается к своей истории, в рубрике, которая так и называется «Из истории» приведены пожелания членов редакционной коллегии, опубликованные в самом первом номере журнала, многие из них актуальны и сегодня. Например, слова Галины Сергеевны Улановой о том, что «Как хочется, чтобы страницы журнала поведали о формировании молодой личности в балете, повторяю – Личности, Человека, а не отдельных «достижений» его фигуры: большой шаг, лёгкий прыжок, длинные ноги, гибкие руки... Это, конечно, важно, но далеко не главное, что определяет в молчаливом красноречии балета актёрскую, профессиональную и человеческую сущность.» 
Серьёзный разговор о настоящем нашего балета идет в рубрике «День сегодняшний». В статье Виктора Ванслова «Есть ли в нашем балете кризис?»  Автор рассматривает сферу исполнительского искусства и утверждает, что « Ульяна Лопаткина и Диана Вишнёва, Светлана Захарова и Мария Александрова, Наталья Осипова, Иван Васильев и Денис Матвиенко, молодые Артём Овчаренко и Владимир Шкляров (можно назвать десятки других имён, при этом не только в столицах, но и на периферии) достойно держат уровень танцевального искусства, не уступая «звёздам» других стран. Они современные люди, и потому у них несколько другое мировоззрение и духовный мир, что неизбежно как-то сказывается и на стилистике танца. Но уровень искусства остаётся по-прежнему высокий.» По-другому автор оценивает ситуацию с созданием новых балетов.  «У хореографов нет значительных эстетических программ, больших новых творческих идей. Отсюда повальное увлечение реставрацией (как правило, ухудшенной) балетов прошлого, как классических, так и советских, о чём неоднократно писалось.
Самое удивительное, что наши образовательные учреждения ежегодно выпускают довольно большое количество профессионально обученных хореографов. Но они куда-то деваются. То ли остаются невостребованными, то ли им не даёт развернуться наша театральная система, то ли не оправдывают свой диплом – не знаю. Но, во всяком случае, факт, что хореографов выпускается из учебных заведений много, а театры стонут от их недостатка.  Всё это, безусловно, является показателем кризиса в данной области.»
В своей статье «Журнал «Балет»: В ожидании шедевров» Галина Челомбитько-Беляева рассказывает эпизоды из истории журнала, а заканчивается статья общей оценкой сегодняшнего дня российского балета «Сегодня балетная жизнь заполнена немыслимым количеством конкурсов, фестивалей, переносом прежних спектаклей; создаётся иллюзия активного процесса. А вместо этого – «о чем говорить, когда не о чем говорить?!» Нет отечественных крупных и значимых постановок. Остаётся только ждать появления новых великих отечественных хореографов.» И призывом «Балетные россияне! Будьте бдительны и раскройте ваши нераскрытые таланты!»
«Похвальное слово истории» называется статья Елизаветы Суриц, на примерах из собственной биографии автор рассказывает какой искаженной и необъективной порой была оценка отдельных этапов развития советского балета и призывает ликвидировать пробелы в освещении истории нашего балета. Заканчивается публикация утверждением автора, что «что ни писать о современности, ни даже касаться проблем эстетического порядка без опоры на историю нельзя.» 
Высокую оценку деятельности журнала дает в своей статье «В контексте отечественной культуры» Вечеслав Гордеев.
 Валерий Модестов  в публикации «Талант неистовый и страстный вспоминая ярчайшие балетные впечатления рассказывает о Майе Плисецкой «прима-балерине на все времена».
«Как ни определяй критику, пользы от неё никакой…» назвала свои «антиюбилейные заметки»  белорусский критик Юлия Чурко. Автор пишет «…талантливый критик является, наверное, такой же редкостью, как и талантливый художник. Почти как восьмое чудо света. А чудес, вроде, не бывает?»
 Как пример неадекватной оценки критикой хореографических произведений автор упоминает «…рецензии некоторых критиков на творчество того же Эйфмана, где они разносят спектакли, пользующиеся беспрецедентным успехом за рубежом, громят хореографа, называемого гениальным во всем мире.  … И наоборот. С поразительно единодушным одобрением был встречен рецензентами балет «Светлый ручей», но мнению Юлии Чурко  «Постановка в 1930-е была названа «балетной фальшью». Такой она, кажется, и осталась. Но хуже всего, что «Светлый ручей» оказался удручающе скучным». 
В своей статье «Балет» больше чем журнал» Джулия Лидова отдает дань многолетней работе журнала говоря, что «… вся небесная сфера балетного искусства под постоянным наблюдением очень мощного телескопа, который видит всех, и имя ему – журнал «БАЛЕТ».
Михаил Лавровский - Альберт
В рубрике «Юбилеи»  говорится о творчестве  танцовщика Михаила Лавровского рыцаря классического танца, выдающегося трагика балетной сцены.
Несколько публикаций рубрики «Фестивали», снабженных большим количеством фотографий,  дают панораму фестивальной жизни освещая  Десятый, юбилейный, Международный театральный фестиваль имени А.П.Чехова в Москве (статья А.Куликовой),
Золушка. Хореография Мэтью Борна

Голландский фестиваль в Амстердаме (статья В.Игнатова),
фестиваль « Звезды балета XXI века» в Москве.
В рубрике «Кафедра»вниманию читателей предлагается статья  Олега Петрова «Дягилевская коллекция Тьери Маландена»
Творчеству фото-художника Игоря Захаркина посвящена рубрика «Фото-класс»
Фото И.Захаркина. Анна Каренина. Хореография Бориса Эйфмана
Интереснейший исторический материал представлен в публикации Виктора Голубинова «Хорош, красив и демоничен» в рубрике «Эмиграция».  Речь идёт о Димитрии Ростове , артисте русского балета в эмиграции. Ростов работал с самыми различными зарубежными труппами, о его выдающемся актерском мастерстве свидетельствуют воспоминания современников: Как писала в 1986 году Kathrine Sorley Walker: Для партии Паганини в балете Фокина «хореография требовала мощного и тонко чувствующего актёра-танцора, и Ростов создал незабываемый портрет, который простирался от мелодрамы до поэтической трагедии. Кроме того, его исполнение было образцом выдающегося мастерства». А Ирина Баронова вспоминала (2006): «Паганини» произвёл огромное впечатление на аудиторию. Димитрий Ростов в драматической роли Паганини был великолепен, с большой властной силой и демонической страстью. От его высокой худой фигуры в черном костюме XVIII века, гротескового и мрачного грима, скрипки, послушной его рукам, захватывало дух».
Рубрика «Встречи в редакции»  рассказывает о встрече с русской балериной Татьяной Лесковой – правнучкой писателя Николая Лескова. Татьяна Лескова училась у замечательной русской балерины и педагога Любови Егоровой. В 1939 году Лескову пригласили работать в труппу Балле рюс де Монте-Карло. Компания много гастролировала – Мексика, Бразилия, Аргентина,
Куба. Сейчас Татьяне Юрьевне Лесковой 85 лет, в своей методике преподавания детям она считает, что надо начинать с характерного танца, потому что он даёт толчок к постижению более сложного, классического танца.
Самые различные события балетной жизни освящены в разделе панорама: премьера балета «Баядерка» в Белграде;  фестиваль искусств на острове  Крит, задуманный как продолжение традиций древней цивилизации;  возвращение на свое законной место мемориальной доски, посвященной  выдающемуся русскому балетмейстеру Александру Горскому;  140 сезон Пермского театра оперы и балета;  премьера в большом театре балетов «Chroma» и «Симфония псалмов».
Журнал поздравляет с юбилеем замечательных балерин Любовь Кунакову и Елену Рябинкину, балетмейстера Генриха Майорова, композитора Валерия Кикту, педагога репетитора Аркадия Николаева.

Интереснейший материал для филателистов содержит статья «Балет на почтовых марках» в рубрике «Вернисаж» 
Впервые марка на балетную тематику появилась в СССР в 1958 году в серии, посвященной I Международному конкурсу имени П. И. Чайковского. Художник Сергей Поманский изобразил на миниатюре сцену из балета «Лебединое озеро» с Майей Плисецкой и Юрием Кондратовым. Стех пор многие интересные события в мире балета отмечаются выпуском памятных марок, марки, посвященные советскому балету выходили даже в Танзании. 
Рубрика  « In memorium» посвящена памяти замечательных деятелей российского балета: педагога Петра  Пестова, балерины и педагога Нины Сорокиной, композитора Карена Хачатуряна, танцовщика и педагога Сергея Бережного.  О Пестове пишет его ученик Владимир Малахов « Мир балета понёс невосполнимую утрату – ушёл из жизни легендарный педагог мужского классического танца, «последний из Могикан» Пётр Антонович Пестов. Пока билось сердце мастера, до последнего дня, несмотря на уже немолодой возраст и тяжелый недуг, он каждый день приходил в балетный класс и отдавал всё своё умение, весь свой огромный дар молодым, начинающим танцовщикам. Не признавая модное сегодня увлечение бессмысленным,
силовым трюкачеством, Пётр Антонович с фанатическим упорством старался воспитать в своих учениках абсолютное чувство вкуса, благородство манер, элегантность и лёгкость танца, одухотворённость и особенную «говорящую» выразительность тела. Высочайшая духовность – вот, наверное, основной принцип эстетики Пестова!
Множество его учеников разбросано по разным театрам мира. И пока на сцене будет творить хотя бы один воспитанник Петра Антоновича, его имя не будет забыто.
МЫ все его дети!»
Ушла из жизни одна  из последних подлинных звёзд Большого Театра советского периода.-Нина Сорокина, Одна из лучших учениц гениальной Марины Семёновой, Сорокина все последние годы передавала своё мастерство студентам РАТИ. Прекрасный, добрый, скромный человек. Она вызывала любовь и уважение всех, кто её знал. За всю жизнь ни одного конфликта. Только верное, честное, искреннее служение любимому Большому театру.
Не стало автора популярного  балета «Чиполлино» композитора Карена Хачатуряна…
Мариинский театр потерял одного из ведущих танцовщиков 70-90-х годов, педагога Сергея Бережного. Сергей Михайлович Бережной был любим и молодыми артистами труппы,
и своими коллегами по репетиторской деятельности, он был авторитетным и уважаемым педагогом. Память о нём сохранится в созданных им образах, в его учениках и в наших сердцах.


 

главная