Разделы:
Адрес редакции:
129110, Москва, Проспект Мира, дом52/1. 
Тел.: (495) 688-2401 
(495) 688-2842 
Факс.: (495) 284-3351
This site best viewed with I.E. 5.0 or higher, 1024/768 resolution.
(C) Copyright by Ballet Magazine, 2000. 
Design by L.i.D.

Балет "Семь красавиц"

В декабре 2008 года на сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета состоялась премьера балета всемирно известного композитора Кара Караева «Семь красавиц» в постановке хореографа Василия Медведева.
Этот спектакль стал важнейшим событием культурной жизни Азербайджана: его много лет не было в репертуаре театра, и новой версии балета ждали с нетерпением и интересом.
После длительной паузы руководство театра и лично его директор заслуженный деятель искусств Азербайджана Акиф Меликов при поддержке Министерства культуры страны решило не просто вновь поставить балет, восстановив спектакль 1952-го года, но представить публике его новое прочтение. Эта постановка ни в коем случае не должна была стать рядовой, одной из многих, - это должна была быть премьера мирового уровня, новая классика, отвечающая требованиям сегодняшнего дня и сочетающая особенности национального искусства с его вневременными и общемировыми тенденциями.

Постановка была осуществлена силами интернационального коллектива авторов.
Хореография и постановка: Василий МЕДВЕДЕВ – художественный руководитель международного фестиваля «Данс-опен», лауреат международных премий, член Совета танца при ЮНЕСКО, профессор Академии балета им. А.Я.Вагановой (Петербург);
Либретто: Яна ТЕМИЗ – писатель, филолог, автор ряда романов и учебных пособий по литературе, переводчик, балетный либреттист (Турция - Россия);
Декорации: Дмитрий ЧЕРБАДЖИ - член-корреспондент Российской академии художеств (Москва);
Костюмы: Таир ТАИРОВ – заслуженный художник Азербайджана (Баку);
Дирижер: Эльшад БАГИРОВ – главный дирижер Стамбульского государственного театра оперы и балета (Турция – Азербайджан).

Если в предыдущих постановках балета «Семь красавиц» акцент делался на отношения правителя и народа, поднимались проблемы классовой борьбы, а в центре сюжета была любовь шаха Бахрама к девушке из народа, то новая версия балета возвращает его к первоисточнику – к поэме классика азербайджанской литературы XII века Низами Гянджеви. Теперь это балет о познании мира, о взрослении главного героя, о его духовных поисках – и, в первую очередь, о семи таинственных красавицах, героинях старинной восточной легенды, к которым так и или иначе стремится каждый из нас. Обрести себя, обрести любовь, понять, что, даже найдя то, к чему всю жизнь стремился, не обретаешь счастья, - вот о чем теперь этот балет; он приобрел иной смысл и философское звучание, не утратив при этом красочности и зрелищности.
Известно, что Кара Караев неоднократно возвращался к балету «Семь красавиц», написал ряд не вошедших в него сцен, и специально для нового спектакля наследники композитора член Российского союза композиторов Фарадж Караев и профессор Стамбульской консерватории Зулейха Багирова (Караева) сделали новую партитуру и клавир, включив в них и неизвестную широкой публике музыку. По-новому прозвучал и знаменитый вальс – именно так, как хотел его автор, но не имел возможности осуществить полвека назад.
Хореографу удалось совместить то, что на первый взгляд кажется несовместимым: яркость и зрелищность, с одной стороны, и глубокое философское содержание - с другой. При кажущемся отсутствии привычного конфликта добра и зла, персонифицированных в образах положительного и отрицательного героев, спектакль отнюдь не превращается в дивертисмент, а его восточная орнаментальность парадоксальным образом подчеркивает глубину внутреннего конфликта Бахрама с окружающим миром и самим собой.
Несмотря на сложность воплощения философской проблематики средствами хореографии, авторы спектакля не пошли по пути упрощения поэмы великого азербайджанского поэта, и этот эффектный и по-восточному красивый балет заставляет задуматься о любви и вечности, о тщете всего земного, о мимолетности красоты и недостижимости идеала.
Возрождение балета "Семь красавиц" - яркое событие в культурной жизни Азербайджана, этот балет стал украшением репертуара и визитной карточкой Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета.
Все они по достоинству оценили новый балет, а статьи о нем появились в ряде изданий как в Азербайджане, так и за рубежом.
Новая версия балета Кара Караева «Семь красавиц» в постановке Василия Медведева была удостоена высшей театральной премии "ЗИРВЯ", учрежденной Министерством культуры Азербайджана.
 

главная